«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».
статья (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.

Принципиальными являются следующие представления:

- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребенка по созданию условий саморазвития личности воспитанника

- целенаправленность педагогической деятельности: помощи и поддержки ребенка в его индивидуальном развитии, создании условий для коммуникативного обеспечения взаимодействия

Важно установить эмоционально-личностный контакт взрослого с ребенком. Игры и игрушки влияют на создание адекватного образа мира ребенка и овладение этим образом мира зависит от создания развивающей предметно-игровой среды, Предполагается стимулирование познавательной активности, воображения, речевого развития, межличностных взаимоотношений, игровых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Тема выступления на методическом объединении:

«Педагогические  условия  формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Выступление подготовила

 учитель первой  категории: 

Епифанова Т.А.

Смоленск 2020

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.

Принципиальными являются следующие представления:

- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребенка по созданию условий саморазвития личности воспитанника

- целенаправленность педагогической деятельности: помощи и поддержки ребенка в его индивидуальном развитии, создании условий для коммуникативного обеспечения взаимодействия

Важно установить эмоционально-личностный контакт взрослого с ребенком. Игры и игрушки влияют на создание адекватного образа мира ребенка и овладение этим образом мира зависит от создания развивающей предметно-игровой среды, Предполагается стимулирование познавательной активности, воображения, речевого развития, межличностных взаимоотношений, игровых умений.

Игровым полем может быть фланелеграф, магнитная доска (планка), настенное панно, ребенок сам наполняет их сюжетным содержанием. Игрушки являлись материальным центром игры, а достаточный ассортимент игрушек условием развития игровой деятельности (чехлы для спинок стульчиков с аппликацией (автобус, скорая помощь, пожарная машина, военный джип); схематичные картины - панно (например, изображение без лишних деталей бытовых приборов, транспорта); плоскостные игрушки, имитирующие транспорт, предметы быта рядом с готовыми игрушками;

Важным педагогическим условием формирования игровой деятельности в работе- развивающее взаимодействие взрослого и ребенка.

Известно, что в силу специфики детского возраста, важнейшая роль в социальной микросреде ребенка принадлежит взрослым, воздействие которого на ребенка может носить направленный или стихийный, прямой или косвенный, позитивный или негативный характер.

Одним из основных условий работы явилось установление эмоционально-личностного контакта взрослого с ребенком с целью дальнейшего формирования у него ориентировки на взрослого человека как на источник социального опыта. Важным моментом проведения коррекционной работы является организация правильной дистанции во взаимодействии педагога и ребенка: учитель занимал равную позицию по отношению к ребенку, устанавливал контакт «глаза в глаза», чему способствует  соответствующая мебель (регулируемая по высоте), место проведения игр (на полу, на диване, в игровом уголке).

Используются  специальные приемы, повышающие познавательную активность детей: анализ, в процессе которого дети усваивали признаки; синтез, помогающий представить предмет и явление в целом; сравнение, которое помогало образованию конкретных представлений; классификацию, которая способствовала осознанному усвоению познавательного материала. В процессе обучения игровой деятельности внимание было уделено постановке вопросов ученику и воспитанию умения задавать вопросы.

Не менее важным в работе педагога является использование повторения, как важного дидактического принципа. Активно используется  прием припоминания, обращение  к каждодневному опыту ребенка, необходимо стараться активизировать имеющиеся у него представления. Побуждение «личной памяти», своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, способствует осознанию ребенком реальных взаимоотношений между людьми.

Специальное внимание уделяется использованию приемов, направленных на повышение эмоциональной активности, такие приемы эмоционально настраивают ребенка на социальное познание, обостряют желание разгадать какой-то секрет, кому-то оказать помощь и т.д.

Для того чтобы игровая деятельность достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного из средств коррекционно-воспитательного воздействия, можно поставить  следующие задачи:

1) формировать мотивацию к игровой деятельности (проблемно- поисковые ситуации, просмотр видеофильмов и прослушивание художественных произведений в целях ознакомления их с социальными явлениями);

2) совершенствовать представлений о социальных явлениях (наблюдения, беседы, словесно- дидактические игры, игры-занятия);

3) формировать элементарные игровые умения (предложить тему игры, придумать сюжет игры, согласовывать действия с партнером-учителем, соблюдать игровые действия, развертывать в игре ролевую речь, изменять ролевое поведение в ходе игры, разрешать проблемную ситуацию при решении игровой задачи, использовать в игре атрибутику и предметы-заменители, выполнять правила в соответствии с замыслом игры);

4) формировать адекватные межличностные отношения детей в процессе совместной деятельности с учителем;

В процессе целенаправленного обучения широко использовались следующие формы обучения: игры-занятия, игры-беседы, игры- сюжеты, совместные игры учителя и учащегося.

В педагогическом процессе соблюдать баланс: между игрой и другими видами учебной деятельности .

Используемая литература:

1.Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 365с.

2. Асмолов А.Г. Образование в России: от «культуры полезности»- у «культуре достоинства»/ А.Г. Асмолов, A.M. Кондаков.-Педагогика, №7,2004..

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для студентов вузов/ А.Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2001.-

4.Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. –. М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. 7.Светловская Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного образования"

Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного обучения"...

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

Эссе Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальной компетенции учащихся

Здоровьесберегающие технологии по типологии делятся на 4 группы......

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...

Формирования игровой деятельности у учащихся в условиях надомного обучения

Важно установить эмоционально-личностный контакт взрослого с ребенком. Игры и игрушки влияют на создание адекватного образа мира ребенка и овладение этим образом мира зависит от создания развивающей п...