Имаготерапия, как традиционное средство успешной социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями, находящихся в условиях надомного обучения.
материал на тему

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад Имаготеррапия35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа

(МКОУ С(К)Ш)

Имаготерапия, как традиционное средство успешной социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями, находящихся в условиях надомного обучения.

Подготовила: учитель индивидуального

обучения на дому.

Булатова Елена Юрьевна.

Г.о.г. Выкса

2017 год

        Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с интеллектуальными  нарушениями. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме, так как это позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. 

Слайд 2.

         У многих детей с интеллектуальными нарушениями, обучающимися на дому, наблюдаются   трудности общения, нарушения поведения, страхи, неврозы, а также наблюдается недостаточное развитие игровых умений.

       С целью коррекции этих и других отклонений совершенствуются существующие и создаются новые эффективные методы и средства, повышающие компенсаторные возможности организма ребёнка, которые педагоги должны применять в своей работе. В их число входит арттерапия, которая, по жанровой принадлежности относится к определенному виду искусства, а по направленности – к технологиям лечебного воздействия.

Слайд 3.

Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия.  Термин "имаготерапия" был введён в 1966 году И.Е.Вольпертом и представлял собой психотерапевтический метод тренировки в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Его основой являлась театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольперт, Н.С. Говоров, 1973). Слайд 4. Теоретической базой этого метода, игровой или поведенческой психотерапии, было обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению "лечебного" образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

        Основу имаготерапии составляют теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Имаготерапия понимается, как форма налаживания отношений ребёнка с окружающим миром во всём его многообразии посредством восприятия образов,  красок, звуков.

Слайд 5.

       В соответствии с этим основными задачами имаготерапии являются:

- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных  возможностей;

- воспитание навыков адекватного реагирования на возникновение неблагоприятных ситуаций;

- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент;

- создание определенных творческих интересов, обогащающих жизнь новым содержанием.

Слайд 6.

      Организационные формы осуществления имаготерапии различны.         Индивидуальная форма включает использование пересказа прозаического произведения, «переход» рассказа в заранее запланированных педагогом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, а также импровизационный диалог по заданной ситуации в условиях «режиссёрской игры».

        Групповая форма представляет собой драматизацию народной либо авторской сказки, в процессе которой ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа, театрализацию специально составленного рассказа, инсценирование фрагмента классической  или современной пьесы. В данном конспекте дети реализуют «лечебные» образы персонажей.  Сказка может  в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность «примерить» на себя и пережить другую судьбу, чувства, радости и горести.

        Учителю на дому для осуществления групповой формы придется самому стать участником данного процесса или привлекать членов семьи, проживающих с обучающимся.

Слайд 7.

        Виды имаготерапии.

Для лечения страхов особенно хороши следующие, обозначенные на сладе виды имаготерапии:

Слайд 8.

  • Образно-ролевая драмтерапия

          образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль  подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Образно-ролевая драмтерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца и др.

Слайд 9.

  • Психодрама.

        В детстве возникают самые разнообразные страхи. Это и страх перед одиночеством – малыш боится остаться один, не отпускает от себя маму; и страх перед неведомым миром и сказочными персонажами – Бабой Ягой, Лешим, Змеем Горынычем; кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, кто-то телевизора, машин, а кто-то пробки, вылетающей из бутылки с шампанским. Это объясняется тем, что источником страха такого ребенка может стать все что угодно, в том числе внешне самые обычные и нейтральные раздражители. Поэтому часто бывает трудно, а порой невозможно понять, чего же боится  ребенок.

         Наличие страхов, их постоянное переживание держит ребенка в состоянии напряжения и, безусловно, мешает развитию.

        Терапевтическая игра дает прекрасный шанс вывести страх на поверхность. Если же мы знаем источник страха ребенка – мы на полпути к избавлению от него.

        Однако не все так просто. В ходе терапевтической игры мы можем наблюдать странное поведение ребенка, однако в нем далеко не всегда заложено объяснение источника страха. Для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо провести ее детальный анализ с близкими ребенка. Возможно, в откровенной беседе удастся выяснить, какая именно ситуация из прошлого опыта ребенка травмировала его. Результаты такой работы могут ошеломить родителей. Например, в случае, когда ребенок неожиданно в ходе терапевтической игры стал кричать: «Осторожно! Машина!», выяснилось, что почти четыре года назад машина, в которой он ехал, попала в дорожно-транспортное происшествие. Но в тот момент не было бурной реакции, и родители не подозревали, что на протяжении нескольких лет ребенок испытывал острый страх перед машинами. Только после того, как страх удалось выявить, мама ребенка вспомнила, что он каждый раз «весь сжимается», переходя через дорогу.

Слайд 10.

        В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно – машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

         Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.

        Поскольку страхи  детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, и часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.

         Психодрама потребует повторений.

        Перечисленные особенности психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, – помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

        Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребенка агрессивные действия и высказывания, направленные на игрушечную машинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с мамой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка – переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуациях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машинками проигрывал только один сюжет – аварии.

        При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен такой вариант развития событий: «Ой, машинка перевернулась – кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать – поехали!» Такие слова повторялись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы: он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку разрешали посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

        Перед тем, как приступить к такой работе, следует помнить, что:

         Причина возникновения конкретного страха может затеряться во времени и не поддаваться. Либо близкие могут не заметить возникновение нового страха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испугаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в ходе терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная задача – немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: «волк», «лифт», «машина» и т. д.

        Обычно страхи проявляются постепенно, «всплывая» один за другим. Но так как работа над преодолением каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.

        В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попробовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру новые персонажи (используйте игрушки) и т. д. любом случае необходима положительная развязка сюжета.

Слайд 11.

  • Либропсихотерапия
    Либропсихотерапия является лечебным чтением. Учитель подбирает рассказ, отражающий проблему ребенка с хорошей концовкой. Можно использовать рассказы Валентины Осеевой ‘’Синие листья’’, ‘’Чего нельзя, того нельзя ‘’ , ‘’Три товарища’’. Выразительное чтение позволяет малышу как можно быстрее вжиться в роль героя.

        Текст сказки: «Наступает осень, звери готовятся к зиме. Бобр построил крепкий дом. Ёж принёс осенние листья и украсил ими своё жилище. Белка принесла много ягод и грибов в дупло. Мышка запаслась крупой. Лиса вырыла и утеплила свою норку. Волк нашёл уютное место под обрывом реки. Гол и пуст осенний лес. Дни стали короче, реже показывалось солнце, птицы улетели в тёплые страны. Выдалась холодная и ветреная ночь. Накрыла она своей темной вуалью осенний лес. Зашумели деревья, заскрипели ветки, поднялся сильный ветер. Многие старые деревья не выдержали холодного осеннего ветра.  Не выдержала и сосна, в которой было дупло белки. Пригнул ветер сосновые ветки, оказалось дерево на сырой земле. Выпрыгнула белка из гнезда и заплакала: «Как же я буду зимовать?» Выскочила она на тропинку, собрала мешочек с орешками, грибами, ягодами, взяла его и пошла по тропинке. Бредет она, бредет по лесу и встречает волка, который дремал под корягой у обрыва реки. Подошла белочка к серому волку, рассказала ему о своей беде и попросилась  перезимовать. Но волк, зарычав, прогнал белку от своей коряги. Заплакала белочка и пошла дальше. Встречает бобра.

         «Что ты плачешь белочка? – Ах, как же мне не плакать? Подул ветер, упало дерево, вместе с ним и дупло, где я заготовила ягоды, грибы. Что же мне теперь делать, где зимовать? – Давай вместе жить, мой дом крепкий, тёплый и надёжный. Проходи, будем зимовать вместе! – Благодарю тебя, бобр. Угощайся, в мешочке запасы, которые я заготовила на зиму. Теперь они наши».

           И стали они жить вместе. Тем временем полил сильный дождь, похолодало. Улетели перелетные птицы в теплые края. А дождь лил и лил, затопляя лесные тропинки, норки, полянки. «Пи – пи – пи, - заволновалась мышка. – Где мой дом?» - села и заплакала горькими слезами. Она перебегала с полянки на полянку, но нигде не могла найти своей норки. Мышка стала плакать: «Где  же моя крупа и зерна? Как же я буду зимовать без них? Видно ждёт меня голодная зима. Пробегает мышка мимо оврага и видит под корягой волка: «Пи – пи – пи! Пусти меня перезимовать!». Но волк зарычал и прогнал мышку от своей коряги.

          Бежит мышка и плачет, встречает ёжика.

        «Уф – уф – уф, кто здесь плачет, кто горюет? – Это я, мышка – норушка. – Что же ты плачешь так громко? – Как же мне не плакать, ёжик? Запасла я на зиму зёрна, крупы. А холодный дождь затопил мою норку. Жить мне зимой негде. – Посмотри, сколько я собрал грибов и разных фруктов, мой дом полон всего, в нем тепло и уютно. Ковёр из осенних листьев не даст нам замерзнуть. Давай вместе зимовать».

          А тем временем бредет по хмурому лесу серый волк и размышляет: «Как же мне грустно и одиноко в холодном осеннем лесу!». Наконец, хмурое и темное небо подарило земле первые снежинки. Боязно волку в неприветливом лесу под холодной корягой.

          Проходит волк мимо лисьей норы. Лиса заговорила с ним.

         «Что ты, братец, так не весел, что ты голову повесил? – Совсем один остался в холодном лесу, голодно и одиноко мне. Прогнал я белку, испугал мышку, не пустил их погреться под свою корягу и остался один. Плохо мне, лисонька, одному. Давай, лисонька, вместе зимовать эту зиму, вместе согреваться и помогать друг другу. – Заходи, серый волк, в мою норку. Мы украсим её еловыми ветками, шишками, соберем орехи, ягоды. Пригласим к нам на праздник белку, бобра, мышку и ёжика. Возьмем, друг друга за лапки и будем водить хоровод дружбы».

        Стало в лесу сразу светлее и теплее, потому что никто больше никого не обижал. Воцарился мир и покой».

Слайд 12.

  • Куклотерапия
             Она использует в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. 
            Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях творческой деятельности. Таким образом, если ребенку подобрать соответствующие игрушки, у него появляется возможность выразить свои чувства. 
    Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребёнка, обуславливая непосредственность в выражении чувств. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно проанализировать отношения, существующие между членами семьи. 
    В процессе игры дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Игрушки, помогающие снять агрессию, такие как «би-ба-бо»(кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения и высвобождения гнева, враждебности. 

Слайд 13.

  • Кинопробы
            Кинопробы — самое любимое занятие детей. Предложите ребенку попробовать себя в киноискусстве. Пусть представит себя актером и обыграет ту сцену, которую вы ему придумаете.

        Примерный сценарий «кинопроб».

        Попросите ребенка, который боится потеряться, выступить в главной роли следующего фильма:

        «Мальчик заблудился в парке, пока папа пошел за билетами на карусель. Сначала он смотрел издалека на то, как прохожие кормят голубей, потом подошел к ним поближе, как вдруг, оказался в незнакомой зоне среди чужих людей. Папа незамедлительно начал поиски сына, но в большом парке ему сложно было сориентироваться.

        Главный герой самостоятельно нашел административное здание парка и заявил служащим о своей проблеме. Для папы прозвучало по радио объявление и взволнованный родитель уже через несколько минут был рядом с сыном. Нашему герою осталось только успокоить отца и рассказать о своих приключениях.

        Вместо отца пройти кинопробы малышу может помочь любой взрослый человек — мама, бабушка, дедушка, старшие сестра или брат. Отыграв роль потерявшегося героя, ребенок научится не паниковать в сложной ситуации. Сценарии могут быть любыми — от обычных бытовых до самых сложных вариантов. С помощью кинопроб ребенок усвоит стратегию поведения в незнакомых условиях.

       Использование театрализованной деятельности в рамках имаготерапии является видом символической деятельности, заменяющей либо воссоздающей события реальной жизни. Целью практического участия детей и педагогов в специально организованной театральной деятельности становится устранение аффективных «препятствий» в межличностных отношениях и достижение более полной адаптации и, в целом, социализации ребёнка в школе, социуме.

Слайд 14.

Целенаправленное использование средств имаготерапии способствует достижению более высокого уровня социализации и адаптации детей.      Использование имаготерапии помогает решить не только задачи социализации детей, но и раскрыть заложенные в каждом ребёнке предпосылки творческой личности, воспитать духовность, развить умения «творить красоту» и стремление делать добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по социализации в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидо...

Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...

Школьное цветоводство как модель успешной социализации и адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями

На данный момент развития специальной коррекционной педагогики одной из главных задач, стоящих перед школой, является тесная связь воспитания с жизнью,  соединения обучения с производственным тру...

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...

Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.

Свое выступление я хочу начать с таких слов:Мир «особого» ребенка интересен и пугливМир «особого» ребенка безобразен и красивНеуклюж, порою странен, добродушен и открытМир &laq...

Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...