Программа по социализации в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ
рабочая программа по теме

Микишанова Е.А

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их социализации и развитии. Данная категория детей очень сложная, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Данная программа может дать каждому ребёнку максимум возможностей для развития его внутренних резервов с учётом индивидуальных интересов и возможностей. Актуальность создания данной программы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации, интеграции их в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotsializats.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ

в условиях надомного обучения с детьми с ОВЗ

 

        Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья, заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

       В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Учитель вместе с семьей должны сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

       Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидностью, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.

       Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Формы социализации:

Первичная социализация

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Личность проходит следующие стадии социализации: 

1) имитацию – копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса (дети, Родители, Педагоги, Специалисты (мед.работник,

психолог, логопед, дефектолог, работник доп. образования)!!!

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления  личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности   и целеустремленности,  что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Социализация учащихся коррекционной школы д.б. интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Мощным фактором социализации ребенка является образование, выступающего в качестве одного из массовых каналов его социальной мобилизации и интеграции в общество. 

Так как обучение необходимо индивидуализировать, обязательным условием является привнесение существенных изменений в учебный процесс в силу того, что традиционные методы обучения, как показывает практика, не могут быть достаточно эффективными. Перспективными вполучении полноценного образования являются современные наукоемкие педагогические технологии, в частности, компьютерные технологии обучения. Сегодня такие технологии позволяют четко определить объем каждой дозы информации, предназначенной для усвоения, и необходимые интеллектуальные операции. При этом обязательно учитывается уровень знаний и сформированность приемов умственной деятельности конкретного ребенка. В то же время такое обучение обусловливает жестко детерминированную деятельность, так как в предлагаемой информации содержатся данные, которые должны быть усвоены без каких-либо изменений. Это противоречие успешно разрешается благодаря использованию игровых технологий. Содержание компьютерных игр заключает в себе определенную информацию, усвоение которой осуществляется в игровой деятельности, включающей мотивационный, содержательный, операционный и эмоциональный компонент. Дети увлеченно выполняют задания, которые предлагает им компьютерная программа. В результате в интересной для детей форме происходит обучение, развиваются интеллектуальные качества личности, повышается эффективность их учебной деятельности.

Другим не менее значимым фактором, влияющим на успешность процесса социализации личности, является создание и расширение образовательного пространства. Под образовательным пространством понимается множество объектов, взаимосвязанных между собой на основе сходства выполняемых функций. Родители, родственники, соседи по квартире, социальные работники, врачи, психологи и другие специалисты, оказывающие различные виды реабилитационной помощи, учебные заведения, культурные учреждения оказывают значительное влияние на личность ребенка. Принципиально важным является уточнение возможностей каждого объекта в оказании образовательного воздействия и определение условий повышения их реабилитационной эффективности.

Неоценима роль родителей и близких людей в воспитании детей, так как именно они приучают их к распорядку жизни, формируют отношение к окружающему миру, влияют на ценностные ориентации. Психолого-педагогическая компетенция родителей в решении вопросов воспитания ребенка, сотрудничество со специалистами, участвующими в реабилитационном процессе, являются важнейшими условиями успешности социальной адаптации ребенка и интеграции его в общество. Постепенное приучение ребенка к соблюдению санитарно – гигиенических норм, развитие его самостоятельности, содействие его интеллектуальному развитию, раскрытие творческого потенциала являются для родителей основными задачами на первоначальном этапе.

Необходимость обязательного учета психофизических особенностей ребенка предопределяет обязательное участие родителей в разработке индивидуальной программы реабилитации, в которой должны найти свое отражение все направления воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.

В практике довольно часто встречается односторонний подход к воспитанию, большее внимание уделяется физическому развитию детей, стремление преодолеть физический недуг, и умственному воспитанию, что ведет к недооценке реабилитационных возможностей других сторон воспитания, их взаимосвязи и взаимодействия.

Включение ребенка в посильную трудовую деятельность и, особенно в активную учебную деятельность способствует развитию познавательной потребности, самостоятельности, формированию ценностной ориентации, волевым усилиям для достижения желаемого. Например, деятельность учителей, обучающих детей на дому, приобретает свою специфику. Во-первых, работа с такими детьми должна осуществляться по адаптированным программам с соблюдением государственных образовательных стандартов, во-вторых, они расширяют круг общения и, по сути дела, участвуют в реабилитационном процессе, содействуют социализации личности ребенка.

Рассмотрение названных факторов не исчерпывает полностью поставленную проблему. Надлежит выявить и обосновать другие факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ОВЗ, что позволит определить и реализовать конкретные психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.

Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:

игровой;

опытно-экспериментальной;

проектной.

Формы игровой деятельности разнообразны:

сюжетно-ролевая игра,

игра-драматизация,

игра-инсценировка,

игра-импровизация,

игра-аттракцион,

игра-путешествие,

игра-фантазия,

подвижная игра.

Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.

Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности.

Только в этом случае в работе с ребёнком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.

Именно такой подход предполагает использование такой формы работы как опытно-экспериментальная. В ходе опытно-экспериментальной деятельности ребёнок не получает знания в готовом виде. Под руководством учителя он учится формулировать проблему, задавать вопросы, высказывать предположения, которые затем проверяет в процессе эксперимента, делает выводы и исправляет ошибки.

Применение проектного метода позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать решения, взаимодействовать со сверстниками. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации.

Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ребёнок проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

Таким образом, исследователи отмечают динамику профессиональной направленности личности подростка с ОВЗ, которая является следствием личностного роста в результате целенаправленной коррекционно-воспитательной работы.

Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентации. Своеобразие ценностных ориентации у детей с ОВЗ рассматривается в исследованиях В.В. Воронковой, Н.П. Долгобородовой, С.Л. Мирского, А.Н. Смирновой, Ж.И. Шиф и др.

В частности, В.В. Воронкова отмечает, что наличие интеллектуального дефекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности; нарушения познавательного развития затрудняют формирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение примитивных потребностей, снижение критичности и самокритичности, наличие повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли - все это является факторами, значительно затрудняющими воспитание учащихся коррекционной школы. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что учащийся становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство. Своеобразие развития умственно отсталого ребенка затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения.

И.Г. Еременко отмечает слабое развитие у детей с невысоким интеллектом эстетического восприятия и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное и уродливое, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой интерес к красивой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нормально развивающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетическому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, радость, удовольствие редко проявляется после соприкосновении с прекрасным. Чаще всего они получают удовольствие от яркого, блестящего. При этом проникновение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно формируются у детей эстетические оценки, которые ограничиваются суждениями: нравится - не нравится, красивое - некрасивое и т. п. Эстетическое развитие умственно ослабленных детей в значительной мере осложняется наличием у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения.

Авторы отмечают, что выявленные недостатки эстетического развития
детей с ОВЗ не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей вперед в этом направлении. «Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, ее гуманизация». Каждый ученик коррекционной школы имеет свою личную жизнь, которая реализуется им в свободном времени. Многолетние наблюдения за жизнью детей с ОВЗ показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно легко и успешно адаптируются в трудовых коллективах. Основные трудности возникают в иной сфере, не связанной с собственно профессионально-практической деятельностью, в сфере использования свободного времени и в адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время может быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, реализация которых способствовала бы подростков с ОВЗ в самостоятельную жизнь, повысила бы уровень сформированности их социального опыта. К ним относится организация разнообразных мероприятий, ставящих задачи всестороннего физического и эстетического воспитания, углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, а также формирования определенных психических качеств личности. Среди видов деятельности, обычно используемых подростками в свободное время, можно назвать следующие: танцы, пение, музыка, общение и товарищеские игры, спорт, туризм, посещение кинотеатра, цирка, встречи с людьми культуры и искусства, изобразительное искусство, посещение выставок, музеев. Правильно организованное свободное время имеет огромное влияние на нравственное и физическое развитие подростков; в этой работе важно обеспечить единство требований к подросткам со стороны педагогов, родителей, молодежных организаций и производственных коллективов.

Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.

Социализация и пальчиковые игры

Проблемы социализации детей с ОВЗ: в сложности установления полноценной связи с миром; в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми; в ограниченном общении с природой; недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Основные задачи социализации: пробуждение социальной активности; воспитание чувства собственного достоинства; максимальная индивидуализации обучения; формирование стремления к самоопределению; формирование способности к выбору жизненной позиции; формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества; формирование навыков правильного поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; развитие творческих способностей.

«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезанием из бумаги, конструированием из различных материалов, т. е. тем, что требует развитой координации движений.

В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.

В народной педагогике этому всегда придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкретизм, т. е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста.

Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга - слуховые, зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

При общении с  ребенком можно использовать пальчиковые игры, которые:

- Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных моментов,

- как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.

- вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: «Водичка, водичка, умой мое личико»

- Пальчиковые игры разбитые по темам («Овощи», «Мебель», «Профессии» и т.д) адаптируют детей с ОВЗ в социуме.

- В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детскими считалками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего.

- Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помогут народные игры. Народные игры сближают детей друг с другом и с воспитателем, углубляют их социальный опыт, который так важен для развития личности.

- Подобные игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игры исключают повода для конфликта.

Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было, всегда наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятие об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре формируется детское художественное - образное мышление. Народные игры не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. 

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.

В завершении хочется подчеркнуть что, если для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация.

        Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Таким образом, обогащение тактильного опыта и включение в коррекционную работу большее количество анализаторов позволяет сформировать более прочные связи в коре головного мозга и даёт возможность более успешно освоить социализацию детьми с ОВЗ.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
       Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют общее развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

В ходе такого педагогического сопровождения школьников с нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

        Цель психолого- педагогической работы: воспитание ребенка с ОВЗ, помощь семьям по социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Актуальность программы:

  В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их социализации и развитии. Данная категория детей очень сложная, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Данная программа может дать каждому ребёнку максимум возможностей для развития его внутренних резервов с учётом индивидуальных интересов и возможностей. Актуальность создания данной программы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации, интеграции их в общество.

Цель программы: социально-бытовая адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

1. Воспитание ребенка с ОВЗ, помощь семьям по социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

2. Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых навыков по самообслуживанию, гигиенических и культурных навыков.

3. Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья наглядно-действующего мышления и элементов наглядно-образного мышления, простейших видов речевых суждений. Развитие у данной категории детей восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

4. Расширение у детей с ограниченными возможностями здоровья опыта ориентировки в окружающем бытовом пространстве, обогащая его разнообразными сенсорными впечатлениями.

5. Развитие у детей  с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать.

Блок 1

Самообслуживание. Я дома.

Календарно-тематический план работы по программе:

Тема занятия

Содержание занятия

1. Знакомство

Создание эмоционального климата в группе.

Знакомство участников друг с другом.

2. Части тела человека

Части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правая и левая руки. Правая и левая ноги. Руки: локоть, ладонь, пальцы. Название пальцев.

3. Лицо человека

Личная гигиена. Волосы. Уход за волосами. Пользование расческой. Нос. Значение носа. Уход за носом, пользование носовым платком. Рот, губы, глаза, уши. Уход за полостью рта, губами (ополаскивание после приёма пищи, вытирание салфеткой губ, после приёма пищи).

4. Семья

Состав семьи. Быт семьи. Роль отдельно взятого члена семьи.

5. Уход за малышом (кормим, купаем, переодеваем, укладываем спать пупсов)

Развивать навыки самообслуживания и помощи взрослым. Закреплять последовательность определенных действий: кормления, переодевания, купания, подготовки ко сну.

6. Гардероб

Одежда по сезонам. Опрятный внешний вид ребенка (отработка навыков).

7. Стираем и гладим одежду

Отличаем грязную одежду от чистой. Привитие навыков чистоплотности. Знание назначения предметов: таз, утюг, гладильная доска, стиральный порошок, хозяйственное мыло и т. д. Отработка навыков.

8. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц

Бережное отношение к одежде. Мастерские по ремонту одежду. Как правильно пришить пуговицу.

9. Одеваемся на прогулку

Последовательность надевания различных предметов одежды. Различие изнаночной и лицевой стороны одежды. Застегивание и расстегивание пуговиц (крупной и мелкой величины). Подбор одежды по сезону. Отработка навыков.

10. Кухня. Продукты питания

Назначение кухни. Что такое питание? Различие основных продуктов питания: суп, каша, мясо, котлета, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, компот, чай, кофе, какао и т.п. Хранение продуктов питания.

11. Кухня. Посуда

Назначение посуды, используемой для приготовления пищи, сервировки стола. Уметь называть и показывать кухонные принадлежности. Уметь мыть и протирать насухо посуду.

12. Кухня. Готовим еду

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Бутерброды (нарезка сыра, хлеба, колбасы). Учить безопасно, использовать нож при резке, намазывании. Развивать чистоплотность: мыть руки, продукты, содержать в чистоте место приготовления пищи.

13. Кухня. Накрываем на стол

(сервировка)

Помощь взрослым при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину). Уборка посуды после еды. Правильное поведение за столом во время приёма пищи. Использование в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры». Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу.

14. У меня зазвонил телефон

Назначение телефона. Правила пользования телефоном. Номера телефона членов семьи. Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон». Телефоны экстренных служб.

15. Уборка в комнате

Повседневная сухая и влажная уборка. Название уборочного инвентаря (швабра, ведро, тряпка, пылесос и т.д.) его функциональное использование. Последовательность уборки в комнате.

Блок 2

Самообслуживание. Я в обществе.

Тема занятий

Содержание занятия

1. В магазине

Виды магазинов (большой, маленький, универсальный, продовольственный, магазин промышленных товаров, маркет, супермаркет, гипермаркет и т.д.) Что и где можно купить. Роль продавца, консультанта, покупателя.

2. В магазине. Экскурсия

Как совершать покупки. Стоимость товаров, порядок приобретения товаров. Сюжетно – ролевая игра «Продавец-покупатель» (отработка навыка по приобретению товаров первой необходимости). Как себя вести в магазине.

3. Больница

Знакомство с работой врача, его специализацией (педиатр, лор, окулист, стоматолог). Беседа с медицинской сестрой учреждения.

4. Парикмахерская

(для девочек)

Профессия парикмахера. Инструменты парикмахера. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

4. Мастерская. Инструменты

(для мальчиков)

Предназначение и виды мастерских. Названия инструментов, их функциональное назначение.

5. Транспорт. Гараж.

Изучение ролей: водитель, пассажир, работник гаража (слесарь, бензозаправщик, автомойщик). Виды транспортных средств: наземный, водный, воздушный, общественный, легковой, грузовой. 

6. Безопасное поведение на дороге.

Участники дорожного движения: водитель, пешеход. Элементы дороги: тротуар, проезжая часть. Общие правила перехода дороги. Поведение на остановке общественного транспорта.

7. Я и мои друзья

Правила общения детей друг с другом, объективная оценка свои поступки и поступков сверстников. Ритуал перемирия. Эмоциональное выражение своих чувств.

8. Поиграем вместе

Практическое занятие на отработку коммуникативных навыков.

9. Чему мы учились

Подведение итогов. Тестирование.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. В процессе реализации  программы  разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

2. Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых навыков по самообслуживанию, гигиенических и культурных навыков.

3. Улучшение эмоционального самочувствия детей с ограниченными возможностями здоровья и создание положительно влияющего на них социального климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению в условиях надомного обучения для детей с ДЦП

 Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Уже в начальной школе внедряются з...

Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...

Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края (туристско-краеведческой направленности)

Программа по социализации обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения: «Природа родного края» (туристско-краеведческой направленности)Период реализации: 5 лет в условиях...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...