«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Выступление на ШМО  учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_po_rr.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  ШМО на тему

 «Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»

Работая над данной темой, изучала  научные работы педагогов, занимающихся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста

Актуальность темы заключается в том, что в системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает возможности для реализации творческих проявлений ребенка. Существует ряд причин низкого уровня мастерства учащихся в области речевых навыков.

Уровень их развития влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

        В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учёными, как М.Р. Львовым, И. А. Зимней.

        И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на обучение школьников различным видам речевой деятельности и формированию КРУ находится в центре внимания учёных-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики связной речи отражены в трудах Т. А. Ладыженской, С.К. Тивиковой.

Для достижения результата деятельности целью поставила перед собой создание системы работы, направленной на достижение положительной динамики коммуникативно-речевых умений младших школьников.

Формирование данных умений на уроках русского языка и литературного чтения будет проходить более эффективно при использовании определенного комплекса творческих заданий -предполагающих вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

 Отбираю  эффективные творческие задания на основе УМК «Школа России»учебники по русскому языку для 1-4 классов, авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Но с помощью заданий, представленных в учебнике, вполне возможно сформировать только половину необходимых умений, в частности: умение ориентироваться в ситуации общения, раскрывать тему и основную идею высказывания, правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

При этом следует отметить, что для качественного формирования остальных умений, таких как умение контролировать свою речь в процессе высказывания, умение отбирать и систематизировать материал для высказывания, умение создавать высказывание в определенной композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи, в учебниках представлено недостаточное количество заданий.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса упражнений, направленного на формирование всего спектра коммуникативно-речевых умений младших школьников в образовательной деятельности.

    Все творческие задания несут познавательную, развивающую, мотивационную, смыслообразующую, контролирующую и функцию самореализации личности.

Их  можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства. 

Поэтому  творческие задания, которые я использую в своей работе,   распределила по классификации Скалкина. Представляю уважаемому жюри.

I.  Респонсивные  (вопросно-ответные)  упражнения  первой группы, которая включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения.

Такие упражнения как:

-Прием  «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» использую в начале урока,  даю загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

-«КРОССВОРДЫ»  хорошо помогают в знании значений слов по разным темам уроков

-Прием «КЛАСТЕР» использую для ориентации в содержании текста и понимании его смысла.

-«ПЕРЕХОД В ПРИРОДУ»- использую при написании сочинений и изложений о животных и птицах, а также при знакомстве с текстами о животных.

-«РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ» - любимый прием  детьми, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

II. Вторая группа -Игровые и композиционные  -это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, направлены на организацию общения или устных выступлений. 

При  построении текста часто использую

-Прием «ВОСТАНОВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»

- Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока с данным приемом.

-«СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»- помогают ребенку развивать фантазию, логику и главное учат его развернутой речи.

-«ОПОРНЫЕ СЛОВА»- помогают понять, о чем говорится в тексте.

- С помощью них можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий.

-«КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»-большую помощь оказывают в работе с изложением и сочинением

- Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста, для этого использую прием «ПОСТРОЕНИЕ ДОМА»

-Упражнения, формирующие  умения создавать части текста по готовому тексту

- Разнообразные «ИГРЫ со словами» можно  включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Вот некоторые из них.

-«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»-

- «КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

-«РОЛЕВЫЕ И ИГРЫ, ИМИТИРУЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ- Поле чудес, Эрудит, Слабое звено, Своя игра-использую при обобщении темы или раздела.

III. К 3 группе КРУ относятся  Ситуативные и Дискутивные –т.е. упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни с участием большого количества учащихся.

-Прием «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»  эта речевая игра помогает ребенку чувствовать рифму, развивать речь, запоминать новые словоформы, образные выражения 

-«ПОСЛОВИЦЫ»- созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

-«ПОГОВОРКИ»- Знакомство с ними в школе прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью.

- Приёмы работы с «ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ» также развивают мышление учащихся, обогащают словарный запас младших школьников.

-Упражнения с «СИНОНИМАМИ»-позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов 

- «АНТОНИМЫ»- очень сильное стилистическое средство языка. Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей. 

-Упражнения, направленные на «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»- позволяют расширить знания учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка.

-Применение приема «АССОЦИАЦИЙ» на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас

-Упражнения на выделения действий предметов

-Упражнения на выделения признаков предметов- для отработки умения обобщать, сравнивать и  выделять существенные и несущественные  действия и признаки.

-«РИСОВАНИЕ СЛОВОМ»– этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов .

-Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока чтения, где использовался данный прием.

IV. Репродуктивно-творческие четвертая группа умений, связаны   с воспроизведением услышанного или прочитанного, где первоначальные знания закрепляются и переходят уже в навык.

-«ЗАГАДКУ» - даю в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие или придумать ее самим.

-Работа с ассоциативным полем слова-прием «МАГНИТ»-позволяет представить отдельно взятое слово с разных позиций. Дети, читая текст выписывают ключевые слова, располагая вокруг главного.

-«ПЕРЕХОД В КАРТИНУ»-прием вхождения в картину. Дети рассказывают о том, что почувствовали бы, оказавшись  там.

-  Творческая форма рефлексии - «СИНКВЕЙН- это небольшой текст, который  требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

-«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ»- заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах. Данный прием использовала на открытом урока при дифференцированной работе.

-Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения  создавать новый текст на основе данного- такие упражнения формируют умение пользоваться языком как средством общения.

-Такие упражнения использую для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания..

-Данный комплекс творческих заданий и упражнений является не единственным по формированию коммуникативно- речевых умений. С помощью подобных заданий дети научатся  взаимодействовать с другими детьми в разных видах деятельности, Это активизирует их  общение, которое является неотъемлимой частью урока, и в свою очередь повысит качество учебно- воспитательного процесса.

        Необходимость формирования обозначенных выше коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы школьники не овладевают ими в должной мере, а наоборот создадутся предпосылки для общего  речевого развития, что поможет им в учебе в среднем и в старшем звене).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Методы и приемы работы по развитию речи...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...