Главные вкладки

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
    статья на тему

    Трусенко Оксана Николаевна

    Методы и приемы работы по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_3.docx15.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы работы по развитию речи

    1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

    2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).

    3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

    4. Воображаемая ситуация.

    5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

    6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

    7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

    8. Дидактические игры (чей домик, чудесный мешочек, домино) – имеют несколько игровых правил или действий.

    9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

    10. Дидактические упражнения – проще чем дидактические игры имеют одно правило или действие. (скажи наоборот)

    11. Замечание.

    12. Заучивания.

    13. Звукоподражания (при освоении звуков).

    14. Имитация действия, движения (на физминутках).

    15. Инсценировки.

    16. Исправление.

    17. Интонационное выделение слова.

    18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

    19. Конструирование (букв и др.).

    20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

    21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

    22. Наблюдение.

    23. Напоминание.

    24. Образец правильного произношения.

    25. Образная физкультурная пауза.

    26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

    27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

    28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.

    29. Оценка (мотивированная).

    30. Пересказ.

    31. Повторы индивидуальные ребенком.

    32. Повторы хоровые.

    33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

    34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

    35. Подсказ (начала слова).

    36. Показ артикуляционных движений.

    37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).

    38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

    39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

    40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.).

    41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

    42. Речевой образец.

    43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

    44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

    45. Ролевые игры.

    46. Совет.

    47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.

    48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

    49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

    50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

    51. Указание.

    52. Утрированное произношение (усиленное).

    53. Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

    Чтение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

    В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

    Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

    Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

    Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".

    "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...

    Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

    В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

    Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

    Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

    Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...