Выступление на РМО на тему: «О нормировании объема домашнего задания в начальной школе».
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО на тему:

«О  нормировании объема домашнего задания в начальной школе».

В положении Санпина о гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса, в пункте  10.30. указано, что объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Учителя, при осуществлении образовательной деятельности и нормировании домашнего задания должны придерживаться локального акта школы.

В нем может быть указано следующее.

1.Общие положения о домашнем задании

СанПиН 2.4.2.1178-02 (для общеобразовательных учреждений) устанавливает требование обучения детей в 1-м классе с соблюдением следующего требования - обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

Для учащихся других классов домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3 - 4-м - до 2 ч, в 5 - 6-м - до 2,5 ч, в 7 - 8-м - до 3 ч, в 9 - 11-м - до 4 ч.

Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в  следующих пределах: - в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; - во 2-м - до 1,5 часа; - в 3 - 4-м - до 2 часов.

               Русский  язык

2 класс               15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не                        более одного дополнительного грамматического задания        

3 класс               25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания        

4 класс         35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

        

                       Литературное чтение        

            2 класс         не более 1 – 1,5 страниц        

           3 класс           не более 2 – 2,5 страниц        

           4 класс          не более 3 – 3,5 страниц

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

1.2.Перегрузку учащихся могут вызывать:

-чрезмерно большое домашнее задание;

-чрезмерно трудное домашнее задание;

-несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения домашнего задания;

-неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

1.3.Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

2. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Методика проверки домашней работы учащихся должна .быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень  самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и

цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

· фронтальный контроль;

· выборочный контроль;

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

· самоконтроль учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о дозировке домашних заданий в начальной школе и анкета для учащихся

Определение объема домашних заданий по всем предметам  во 2-4 классах, ежедневной нагрузки с учетом школьного расписания....

Домашние задания в начальной школе.

Важная задача учителя начальных классов-научить выполнять заданные уроки.Поэтому нужно задавать разнообразные домашние задания....

памятки по выполнению домашних заданий в начальной школе.

Вашему вниманию предлагаются памятки по выполнению письменных заданий по русскому языку и математике, по чтению и окружающему миру  в начальной школе....

"Подготовка домашних заданий в начальной школе" ( для родителей)

Даны рекомендации по подготовке домашних заданий для начальной школы...

Домашнее задание в начальной школе

Сегодня в школах актуальна проблема повышенного объёма домашних заданий,даются рекомендации по успешной подготовке школьника к урокам....

Как готовить домашнее задание в начальной школе

Основные советы и методы при подготовке домашнего задания с младшими школьниками...