Формирование читательской компетенции младших школьников.
материал

Езерская Наталья Николаевна

Выступление на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezerskaya_n.n.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

                 

Формирование читательской компетенции младших школьников.

Подготовила: Езерская Наталья Николаевна,

                        учитель начальных классов.

г.Пыть-Ях

Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.

Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.

Читательская компетентность определяется

владением техникой чтения;

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. 

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.

Сейчас можно наблюдать детей с низкой мотивацией к обучению, так как дети погружены в интернет, многие живут в виртуальном мире, а причина это, огромная загруженность родителей. Современные родители мало интересуются, а также мало проводят время со своими детьми, исчезло понятие семейное дело.

Как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.

Таким образом, перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя,  научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных  целях.

         Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.

Одной из приоритетных целей обучения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, для которого чтение – это средство познания самого себя, человеческих взаимоотношений и окружающего мира.

Учителя озадачены вопросом - как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Основными направлениями работы являются:

  • формирование навыка чтения;
  • начитанность;
  • умение работать с книгой;
  • разносторонняя работа с текстом;
  • работа с библиотекой;
  • работа с родителями;
  • внеклассные мероприятия.

Приемы работы, используемые для формирования читательской компетенции.

Упражнения для развития техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение «цепочкой» (но одному слову, предложению, абзацу).

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и

заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. Использование тренажеров.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2. Чтение скороговорок.

3. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

4. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

5. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

7. Чтение одного предложения с разной интонацией.

8. Размегка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

9. Чтение под музыку.

10. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропеваегся текст стихотворения или небольшого рассказа.

11. Словарь настроений.

Упражнения для понимания смысла текста.

12. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

13. Озаглавливание текста.

14. Деление текста на части, составление плана.

15. Определение темы текста, главной мысли.

16. Определение типа текста.

17. Подбор иллюстрации к тексту.

18. По иллюстрации определить содержание текста.

19. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

20. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

21. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

22. Чтение для подготовки к пересказу.

23. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

24. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

25. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

Из опыта работы (на слайдах). Прилагается презентация.

Главное – организовать процесс так, чтобы  чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...

Формирование читательских компетенций младших школьников

В материале представлены особенности и этапы формирования читательской компетентности учащихся начальной школы. Собраны памятки для уроков литературного чтения по работе с разными текстами....