Выступление на педагогическом совете по теме: «Практическая направленность и межпредметные связи предмета «Математические представления» в начальных классах коррекционной школы»
методическая разработка
Межпредметные связи предмета «Математические представления» в начальных классах коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_napravlennost_i_mezhpredmetnye_svyazi_predmeta_2.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
Выступление на педагогическом совете№3 от 27.12.21
по теме:
«Практическая направленность и межпредметные связи предмета «Математические представления»
в начальных классах коррекционной школы»
подготовила
учитель высшей категории
Марченкова О.П.
Смоленск, 2021
Практическая направленность и межпредметные связи предмета «Математические представления» в начальных классах коррекционной школы.
Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию математических представлений.
Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования интеллектуальных действий. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Обучение математике в коррекционной школе начинается с пропедевтического периода, необходимость которого диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 0-го класса, как по их психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Вся работа по формированию элементарных математических представлений создает необходимые предпосылки для овладения в дальнейшем представлениями о числе, счете, величине. Именно от того, насколько предмету «Математические представления» успешно будет усвоен материал, зависят дальнейшие результаты усвоения не только систематического курса математики, но и целого ряда других предметов: истории, биологии, географии, социально-бытовой ориентировки, труда.
На начальном этапе подготовительных занятий проводится исследование состояния математических знаний у каждого ребенка. Зная индивидуальные особенности, можно гораздо эффективнее проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу. Какой же должна быть эта работа? На что обратить особое внимание? Как приобщить ребенка к знаниям? Что сделать, чтобы обучение было доступно и вызвало интерес у ребенка? Известно, что математические представления у детей с нарушением интеллекта имеют своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий.
У детей с умственной отсталостью нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления.
Поэтому формирование математических представлений должно осуществляться по следующим направлениям:
- организация предметно-практической деятельности с целью обогащения чувственного опыта ребенка, выполнения пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов;
- формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
- развитие речи в единстве с мышлением;
- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки;
- формирование положительного отношения к процессу обучения.
Система упражнений строится по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие элементы − материал, способы действий, результаты. Форма организации занятий не должна быть однотипной. Часть уроков « математическое представление» проводится через участие в играх для закрепления полученных знаний. На занятиях в классе создаются такие жизненные ситуации, в которых учащиеся демонстрируют умение ориентироваться в пространстве, например, магнитная доска превращалась в сказочную полянку, и мы отправлялись туда в путешествие: дети поочередно выходят к столу педагога, находят нужную картинку и ставят ее в заданное место: «Степан, найди домик и поставь его в центре полянки. Алена, слева от домика поставь грибок. Никита, между домиком и грибком поставь зайчика. В верхнем левом углу поставь солнышко. В нижнем правом− улитку. Бабочка сидит на грибке. Птичка пролетает высоко над домиком».
На занятиях также учим детей видеть детали, слушать инструкцию, осязать − то есть воспринимать окружающий мир, активизируем чувственное познание на основе развития ощущений и восприятия.
Основу такой работы составляют игры и упражнения по ознакомлению детей с сенсорными эталонами:
- основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал);
- величиной предметов по следующим признакам (большой−маленький, толстый−тонкий, высокий−низкий, широкий− узкий).
Дети учатся выполнять сенсорные операции, например, выделять цвет по словесной инструкции: «Назови предметы только красного цвета», составлять сенсорные ряды: «Расставь елочки от самой высокой до самой низкой», определять, какого эталона не хватает: «Назови недостающую фигуру».
Широко используются дидактические игры. В процессе игр учащиеся закрепляют полученные знания, а также используют их на практике. Благодаря обучающей задаче, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Например, при формировании количественных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Особая значимость разных видов игр – овладение разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение.
Один из основных приемов формирования количественных представлений – вопросы к детям. Использовались следующие типы вопросов:
- репродуктивно-мнемонические (Сколько? Что это такое?);
- репродуктивно-познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?);
- продуктивно-познавательные (Что нужно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну?).
Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Для лучшего формирования математических представлений учим детей повторять и осмысливать собственные высказывания, используем приём хорового, а затем индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий.
Материал, который используется на уроках, имеет жизненно-практическое значение. Т.е. знания, которые дети получают на уроке, необходимы им в игровой и практической деятельности, т.е. необходимы в повседневной жизни.
Практическая направленность уроков математики в специальной (коррекционной) школе определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного программой, учебным планом, организуемая с целью использования знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики, на практике – в конкретной жизненной ситуации.
«В учении, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» его, а прожить его, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся», - говорил Герцен.
Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых школьников протекает более продуктивно. Они раскрывают перед учащимися практическую силу реальных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математического представления знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов. Подобные задачи активизируют познавательную деятельность учащихся с особыми потребностями здоровья, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Это осуществляется с помощью межпредметных связей в обучении учащихся и являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки учащихся. Существенной особенностью, которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности, которая в свою очередь даст им возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной и общественной жизни.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» (программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида под редакцией И.М. Бгажноковой) по каждой учебной теме курса. А также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
Практические примеры межпредметных связей.
Взаимосвязь уроков математическое представление с окружающим миром.
В нулевом и первом классе учащиеся знакомятся с понятиями величины (большой - маленький, широкий – узкий, длинный – короткий), количества (много – мало, одинаковое количество), времени (вчера, сегодня, завтра), пространственными величинами (на, под, около).
Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. (Приведу пример: в сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?)
При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий и т.д.
Поставьте вопрос и решите задачу: Кукушка съедает в день 40 гусениц и 5 личинок майского жука.
На уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?». Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения Использование творческих игровых заданий: «Учимся измерять» (чем лучше измерить муравья, дерево, дом, рост человека, удава). настольных-печатных игр, но и словесные, такие как «Летает не летает», «Наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко». В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры («Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.) Во время урока мы с детьми отмечаем нынешний день, месяц, время года. Рассматривая объекты живой и неживой природы, называется цвет, форма, размер предмета или объекта (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.).
Взаимосвязь уроков математическое представление с СБО и Домоводством
С удовольствием дети играют в игру «Магазин». Они любят продавать и покупать игрушки и школьные принадлежности. Впоследствии эта игра перерастет в реальный поход в магазин. А пока итогом игры является составление и решение задач.
- Карина купила ручку за 10 р. и тетрадь за 12 р. Сколько денег заплатила девочка за всю покупку?
- У Данила было 50 р., а у Дениса на 20 р. меньше. Сколько всего денег было у мальчиков?
В ходе проведения игры «Путешествие по станциям» учащиеся получают билеты с указанием номеров мест в поезде. В игре «Театр» дети занимают места в театре согласно полученным билетам. Тут уже важен не только номер места. Нужно обратить внимание и на номер ряда и т.д.
Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений развивает логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, речь у дошкольников. Проблемные ситуации: Для приема гостей приготовили угощение (малину-мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров.
- Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет. Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить, поместится ли он там? Предполагаемые варианты ответов: - можно передвинуть;
- можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между шкафами;
- можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о перестановке. Таким способом, разные формы помогают уточнять и закреплять знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Взаимосвязь уроков математическое представление с чтением и русским языком.
В процессе интеграции осуществляю практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывание правильного звукопроизношения. Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, мною обращалось внимание на количество частей того или иного произведения.
В своей работе стала широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки, и решаю такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создаю максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирую внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственным участником, используя прием «вхождения» в сказку, в этот удивительный волшебный мир. Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, я использую и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки, дети выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Присутствие сказочного героя на уроке «математические представления» или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в код, прыгай по листочкам по порядку). С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.). Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий.
В своей работе также широко использую считалки и конечно загадки. Загадка служит, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадку использую для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, отношениях. Также предлогаю детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями. Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла) Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно Училось сорок? (3 сороки)
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и другие. Считалки - числовки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навык Раз, два, три, четыре, пять – Вышли мальчики играть, Стали мальчики считать, Да водилку выбирать. Им стал Родион, Пусть отсель он выйдет вон!
Раз-два – кружева, Три-четыре – платье сшили, Пять-шесть – кашу есть Семь-восемь – деньги просим.
Можно использовать такие задания: 1) Посчитайте количество букв в алфавите. 2) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами. 3) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой. 4) Назовите 25-ую букву. 5) Назовите букву, предшествующую 17-ой. 6) Назовите букву, следующую за 11-ой. 7) Назовите соседей буквы К. Какие они по счету?
Взаимосвязь уроков математическое представление с технологией и ИЗО.
Опыт показывает, что хорошие результаты дает включение учащихся в подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых – формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о применении этих форм в изделиях и устройствах различных видов – плоскостных и объемных. Наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей могут быть созданы при органичном соединении обучения математики и работы с бумагой и картоном, которая позволяет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирование. Учащиеся учатся узнавать, выделять знакомые геометрические фигуры в окружающих предметах или предметах, которые рисуют. - Рисование цветка из цифр. - Рисование животных и птиц из цифр. - Графические диктанты - выполнение геометрического орнамента
Взаимосвязь уроков математическое представление с физкультурой.
Изучение нумерации в пределах 10 имеет огромное значение в дальнейшем. Это и построение парами, и расчет по порядку и на «первый – второй» на уроках физкультуры, и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью линейки.
При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей. На уроках физкультуры учащиеся закрепляют знания о величинах (длине, массе). Величина находит здесь свое конкретное выражение особенно тогда, когда нужно пройти на лыжах, пробежать, проплыть то или иное расстояние, прыгнуть, преодолев определенную высоту или длину. Уроки физкультуры позволяют практически ощутить, осознать взаимозависимость между временем, расстоянием и скоростью, о которых они узнают на уроках математики.
Важное значение при использовании межпредметных связей имеет следующее:
- познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;
- доступность школьникам используемого материала;
- реальность описываемой в условиях задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения;
- смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
- облегчение подготовки к уроку учителя;
- расширение возможности иллюстративного сопровождения урока;
- организация самостоятельной деятельности учащихся;
- подготовка печатных материалов для учителя и ученика.
Таким образом, в процессе совместного выполнения различных заданий, занимательных упражнений, игр у детей формируются математические знания и умения, которые в дальнейшем станут залогом их успешного обучения. Именно те знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок в начальной школе, овладевая программным и дополнительным материалом, становятся мощным фактором его дальнейшего развития. Нужно помнить, что в обучении ребенка с ОВЗ главное – это терпение. Л.С. Выготский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и мы должны терпеливо обучать своих детей, и результат обязательно будет.
Литература:
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. М,1983.
- Колесникова Е.В. 500игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7лет. М, 2008.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. М., 2006.
- Чумакова И.В. Формирование до числовых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001.
- Н. А. Арапова - Пискарева «Формирование математических представлений в детском саду».
- Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений».
- Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач».
- Методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками «Формирование графических навыков и временных представлений» составитель В. В. Москаленко. Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В., Цветкова Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIIIвида....
Доклад на тему «Преемственность в развитии трудовых навыков у детей на уроках занимательного труда в начальных классах коррекционной школы VIII вида»
Материал для выступления на педсоветах и семинарах по трудовому обучению....
Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...
Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»
Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...
Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".
Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении"....