ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
статья по математике (3 класс) по теме

Коновалова Галина Александровна
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: 
• в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом – необходима организация материализованных действий школьников, а в третьем - к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии учителя); 
• в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены изучаемые знания; 
• в допущении, что изучаемый вопрос будет усвоен учащимися групп с неодинаковой глубиной, широтой применения, степенью обобщения и отвлечения; 
• в организации различной постоянной помощи
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

учитель начальных классов  
Коновалова Галина Александровна,

       МКС(К) ОУ школы VIII вида №107.

После первичного изучения общего уровня мыслительной

деятельности учащихся необходимо более подробное изучение учебных возможностей детей на занятиях по отдельным предметам. Наиболее трудным предметом учебной программы для детей - олигофренов является математика, т.к. именно при усвоении математических понятий особенно ярко проявляется недоразвитие мыслительных процессов, в значительной степени тормозящее овладение этим учебным предметом.    


Изучение особенностей мышления школьников на уроках математики

и коррекция имеющихся недостатков продолжается на всех годах обучения. Это является тем средством, которое помогает учителю успешно решать как задачи дифференцированного и индивидуального подхода в обучении умственно отсталых детей математике, так и успешно продвигать каждого ребёнка в его общем развитии.
Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, всех учеников целесообразно разделить на группы по следующим параметрам: 1). Время, необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приёмами вычислений, решением новой простой задачи и т.д.).
2). Способность к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в связи с реальными действиями, событиями. Способность производить правильно математические вычисления (способны; способны, но нуждаются в конкретизации; способны выполнять на уровне представлений).
3). Умение пояснить свои действия с предметными совокупностями, выдвигать, обсуждать предлагаемые действия, предстоящие записи. Скорость, точность запоминания объяснений хода рассуждений при выполнении заданий, вопросов разобранной задачи.
4). Пренебрежение несущественными изменениями в привычном ходе работы, например заменой одних предметов счёта другими, новым расположением записей, их порядком, переходом от одного приёма счёта к другому, с присчитывания к отсчитыванию, от называния чисел больше данного к называнию чисел меньше данного.
В своём классе я выделяю три основные группы с различными возможностями усвоения математических знаний. Предлагаю их краткую характеристику.
Для первой группы детей (Павел П., Татьяна Н. ) овладение знаниями по программе коррекционной школы VIII вида не представляет трудностей. Они быстро запоминают приёмы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности – обычно бывает достаточно словесного указания на те наблюдения, на те явления, которые им уже известны. Учащимся доступно использование приобретённых знаний в сходной ситуации. Можно отметить и относительную прочность, и гибкость их знаний. Школьники овладевают обратными связями математических фактов, обратным ходом рассуждений. Они пользуются речью, поясняют свои действия, в том числе и счётные, могут планировать предстоящую работу, выдвигая, отвергая или принимая способы выполнения заданий. Они также верно оценивают изменения реальных множеств, величин, адекватно отражает их в записи математических выражений.
Учащиеся второй группы(Лев Ф.) испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они способны осмыслить количественные отношения, изменения количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер происходящих изменений и могут оформить их математическими действиями. Поэтому они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает у них необходимых представлений. Эти дети медленнее, чем учащиеся, отнесённые к первой группе, запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приёмами работы, например алгоритмами устных вычислений. Но они достаточно быстро усваивают предметно-практические действия, способы выполнения иллюстраций к математическим заданиям.
Учащиеся третьей группы (Карина Л., Дмитрий П.) испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантирует формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения предметных совокупностей, величин при выполнении материализованных действий, эти ученики полностью их не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше - меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Безусловно, они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических фактов. В результате происходит разрыв между реальными действиями и их математическим выражением. Особенно трудно дети усваивают отвлечённые выводы, обобщённые сведения. Приобретённые знания оказываются очень чувствительны к изменениям условий их применения. С большим трудом и только с помощью учителя дети могут осуществлять перенос приобретённых знаний в сходную ситуацию, им почти недоступен обратный ход рассуждений. Забывание у этих школьников протекает интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлечённый характер. Забываются формулировки правил, определения, выводы, вопросы или пояснения к решению арифметических задач. Дети испытывают большие трудности в овладении речью, словарь их беден, усвоение математической терминологии происходит крайне медленно. При выполнении заданий ученики действуют импульсивно, не составляют плана предстоящей работы, не испытывают потребности в осуществлении приёмов самоконтроля. За время обучения в коррекционной школе они могут и не овладеть приёмами отвлечённого счёта, будут всегда нуждаться в материализации умственных действий. Обучение этих школьников может протекать успешно только в том случае, если учитель будет постоянно обучать их предметно-практическим действиям, сообщать (а не ждать от них) в доступной форме смысл, значение совершаемых реальных действий, происходящих изменений. Для них надо отводить значительное количество времени на закрепление приёмов конкретизации изучаемых вопросов и на их объяснение в самых разнообразных условиях применения.
В моём классе, как и в каждом классе коррекционной школы, имеются несколько учеников, которые не могут быть отнесены ни к одной из указанных выше групп(Денис Ю., Кирилл Д.) . При поступлении в коррекционную школу и во все годы обучения они резко отличаются от своих одноклассников. О них нельзя говорить как о детях, страдающих локальными поражениями центральной нервной системы. Они отстают в усвоении не только математических знаний, но и по другим предметам. Такие дети могут усвоить значительно меньший объём знаний, чем это предполагается программой. Обучение их в классе представляет большую трудность для учителя, так как этих детей невозможно постоянно включать во фронтальную работу класса. Их можно  обучать, но по другой, значительно упрощённой индивидуальной программе, позволяющей повышать мотивацию к учению и формировать адекватную самооценку.
Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются:
• в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом – необходима организация материализованных действий школьников, а в третьем - к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии учителя);
• в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены изучаемые знания;
• в допущении, что изучаемый вопрос будет усвоен учащимися групп с неодинаковой глубиной, широтой применения, степенью обобщения и отвлечения;
• в организации различной постоянной помощи.
Успешное осуществление дифференцированного подхода к учащимся возможно только при тщательном изучении усвоения ими знаний, умений и навыков, систематического учёта особенностей их работы, чёткого представления о ходе работы каждого ученика над заданием.

Использованная литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «ОСЬ-89», 2000
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 1994
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М: «ВЛАДОС», 2001
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., «ВЛАДОС», 2001
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., «Просвещение», 1986
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС», 2001
7. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Материал готов для проведения математического КВНа в школе для детей с нарушением интеллекта во 2 классе.Материал подобран так, чтобы учащиеся могли справиться с заданием.Это развивает мышление, ...

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида...

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...

Консультация для родителей "Особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью"

В работе раскрыты особенности усвоения материала при усвоении числового ряда, при проведении операций  числами, при решении задач, при изучении геометрического материала учащимися с интеллектуаль...

Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»

Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...

Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".

Статья на тему  "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы  в обучении"....