Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции
статья

Таршилова Наталья Владимировна

На современном этапе развития школьного образования очень большое значение приобретает массовое применение на уроках цифровых информационных технологий. Школа должна готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.
Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции

Таршилова Н.В.

На современном этапе развития школьного образования очень большое значение приобретает массовое применение на уроках цифровых информационных технологий. Школа должна готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.
Внедрение в процесс обучения информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. 
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. 
Современный урок невозможен без использования цифровых информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира. Применение ЭВМ в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что, в свою очередь, создает реальные предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. 
Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием цифровых информационных  технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. 
Главная задача учителя – обучая развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся. Традиционный способ обучение – это передача информации напрямую: учитель - ученик. 
Использование ЦИТ имеет ряд преимуществ: 
1. Информационные цифровые технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. 
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. 
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. 
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 
6. Компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся. 
Компьютеры в рамках одной программы позволяют интегрировать тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения. Ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его личностным. Он имеет возможность самостоятельно преобразовать любой текст, полученный из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логическую цепь, отражающую его собственную точку зрения. Как известно «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 

Применение информационных технологий на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры обучающихся.

Использование мультимедийных презентаций

Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа на уроках. Это пакет программ и технических средств,  позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видеофрагментами. (3) Примеры использования презентаций на уроках математики: объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией; работа с устными упражнениями; использование презентации при повторении пройденного материала; демонстрация условия и решения задачи; демонстрация геометрических чертежей; взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде; проведение тестов; демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях; создание обучающимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности; внеклассная работа.

Компьютерное тестирование

Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает те психологические особенности обучающихся, которые мешают их успешной деятельности.

Тестирование с использованием компьютера позволяет учащемуся сразу получить результаты тестирования, увидеть свои ошибки, отследить время выполнения каждого задания и теста в целом. Особенно примечательным является тот факт, что те ученики, которые психологически не справляются на письменных контрольных работах, очень успешны при сдаче и выполнении работ с помощью тестов.

Кроме того, решается проблема получения различных вариантов тестирования по одной теме, экономится время предварительного этапа составления и размножения тестов.

Электронные пособия на сменных носителях

Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы.

Электронные учебники

Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников: текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие обучающимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предметам.

Ресурсы сети Интернет

Огромная помощь учителю и обучающемуся:

 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования;

2. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов, электронный адрес которого http://www.fcior.ru.

Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием цифровых образовательных ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого обучающегося.

Ресурсы Интернет в последнее время стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал.

Итак, коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационная компетенция  выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции

2021-2022 уч.год

Сорокина Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Педагогические технологии, позволяющие формировать у школьников ключевые компетенции.

В данной статье перечислены особенности компетентностного подхода в образовании, ключевые компетентности, а также даны правила для каждого педагога, идущего в школу к детям....

Педагогические технологии, позволяющие формировать у школьников ключевые компетенции.

Доклад на ШМО "Педагогические технологии, позволяющие формировать у школьников ключевые компетенции"...

Доклад на тему «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»

laquo;Развитие информационно-коммуникативных навыков у обучающихся»       Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми тенден...

Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"

Доклад на ШМО по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"...

Особенности использования инновационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции

Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, в...

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции.

Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у учащихся ключевые компетенции. Из практики учителя начальных классов....

Особенности использование цифровых информационных технологий позволяющих формировать у школьников ключевые компетенций

Особенности использование цифровых информационных технологий позволяющих формировать у школьников ключевые компетенций...