Анализ педагогического опыта
материал

Загороднова Светлана Викторовна

Анализ педагогического опыта по формированию функциональной грамотности у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_opyta_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  опыта коллег и свой педагогический опыт по формированию функциональной грамотности у младших школьников

  1.  Трудовые функции учителя начальных классов, направленные на формирование функциональной грамотности у младших школьников.

Трудовые функции учителя начальных классов, направленные на формирование  функциональной грамотности обучающихся характеризуются способностью решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

В «ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ» прописаны следующие

Трудовые функции:

-Разработка  программы начального общего образования;

- Педагогическая деятельность по реализации программы начального общего образования;

 -Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования;

-Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- Планирование и проведение учебных занятий;

- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

 -Формирование универсальных учебных действий;

 -Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ);

- Формирование мотивации к обучению;

-Формировать функциональную грамотность у младшего школьника;

 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

 Необходимые умения:

- Владеть методикой преподавания предметов

-Знать  системно-деятельностный подход и уметь его применять на практике;

-Владеть различными формами и методами обучения;

- Знать и уметь применять  дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

- Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест;

-Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)

-Формирование у обучающихся умения применять  в практике устной и письменной современной речи;

Необходимые знания:

-Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

-Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего;

-Знать нормативные документы

2) Зачем учителю развивать «функциональную грамотность» у учеников и почему без нее уже не обойтись?

Перед нами стоит вопрос: что от образования просит государство и общество? Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будущее.

Во ФГОС прописано: обучение функциональной грамотностью - это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Есть пять способов становления функциональной грамотности не только нынешнего поколения детей, но и взрослых людей: мыслить критично,  развивать коммуникативные навыки, участвовать в дискуссиях, расширять кругозор, организовывать процесс познания.

Без этого уже не обойтись,  так  как  современный ребёнок, а потом и взрослые люди,  должны будут уметь  применять  запас  имеющейся информации  на практике и решать сложные жизненные задачи;    участвовать в конференциях и форумах;   периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх; участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах;  ставить цели и задачи и  разрабатывать поэтапный план их достижения;  искать нестандартные решения;  анализировать необходимые данные;  делать выводы.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

  1. Как и кем определяется уровень функциональной грамотности?

В «Письме Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования")

2.4. Особенности оценки функциональной грамотности говорится:

Особенности оценки функциональной грамотности. Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности. Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения. На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а также компетенции, например, на уроках естественно-научного цикла формируются умения объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные результаты. На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи. По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету. Администрация образовательной организации принимает решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения.

  1. Вывод: «Формирование и развитие функциональной грамотности  младших школьников  проходит на уроках  (русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии), урочной  и внеурочной деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Анализ педагогического опыта использования активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

В работе рассматривается эффективность использования активных и интерактивных методов обучения на  уроках русского языка в начальной школе...

Приложение к справке_ Анализ работы учителя.Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о результатах профессиональной деятельности педагога. 2018- 2022

Приложение к справке_Анализ работы  учителя Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о ре...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...