Самооценка младшего школьника
материал

Байбордина Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samootsenka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2г.Слюдянки

Учитель начальных классов: Байбордина Ольга Николаевна

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности на уровне  НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, и какой общий итог они складываются.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно высокой и низкой, устойчивой или неустойчивой. Она в зависимости от своей формы может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Наблюдения из моего опыта работы позволяют выявить закономерность: первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения. Значит, учителю надо создать такие условия, в которых ребёнок будет успешен. Тогда начнёт формироваться адекватная самооценка.

Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной,  созидающей личности. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Что же влияет на формирование самооценки? Для формирования у ребёнка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей, т.к. влияние мнения окружающих на процесс становления самооценки очень велик. Под воздействием оценочных суждений родителей, ровесников ребёнок начинает определённым образом относиться к достижениям в деятельности, к самому себе как к личности. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. С приходом в школу у ребёнка 6-7 лет учебно-игровая деятельность имеет немаловажное значение. Именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успехами в познании дисциплин. Здесь важно бережное , уважительное отношение родителей и педагогов к личности ребёнка, их интерес к его жизни, понимание характера, вкусов, знание друзей.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников можно использовать следующие формы:

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй  «спокойное» лицо.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

      3. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

+  «Я понял все»;

-  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

?  «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – уже знал это

+  - новое

? – не понял, возник вопрос

0 – думал иначе

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

5. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

6. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

В целом ребята принимают оценочную деятельность положительно. Легко увлекаются этим, им нравится интерпретация результатов своей деятельности. 

Для себя вывела правила оценочной безопасности:
- не скупиться на похвалу;

- хвалить исполнителя, критиковать исполнение;
- «На ложку дегтя – бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем;

- «За двумя зайцами….», т. е. не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели.

- не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводить беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

 Развитая самооценка у младшего школьника строится по исследовательскому принципу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника  рекомендуется:

  • педагогу идти путём развития возможностей детей, создавать для детей ситуации успеха;
  • не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • работу по формированию самооценки строить в разные режимные моменты урока и в разных видах деятельности;
  • обучать и ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • проводить с детьми релаксационные игры;
  • давать детям возможность оценить себя положительно ( в игре, беседе, в исследовании) и сделать то, чем они смогут гордиться;
  • предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему;
  • давать возможность самостоятельно оценивать классные и домашние задания и сравнивать с оценкой учителя.

        Если учитель будет придерживаться данных    рекомендаций, то он сможет сформировать у ребёнка адекватную самооценку, что впоследствии поможет педагогу в его системе оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Содержание Введение  3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте  61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...

Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"

Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...