Использование интерактивной доски при обучении детей с ОВЗ
методическая разработка

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы.

Все три типа решают основную задачу – постоянное взаимодействие с компьютером во время проведения презентации и показа видеоматериала. В этом – их основное назначение и сходство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТ МЕЛОВОЙ ДО ИНТЕРАКТИВНОЙ…

 Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

        Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке.

Сегодня мы не успеваем следить за тем, как меняется мир вокруг нас. Технологические новинки входят во все сферы нашей по- вседневной жизни. На чем только люди не писали за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках. Появление меловой доски помогло расширить коммуникацию, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Но со временем даже обычная школьная доска изменилась: она стала шире, у нее поя- вились «крылья», изменился цвет. На доске начали демонстрировать диафильмы, слайды, учебные фильмы. Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться.

Но общество продолжало искать более эффективные методы познания. И в 1991 году компания SMART Technologies создала первую в мире интерак- тивную доску SMARTBoard. Однако независимо от того, какие бы технологии не разработаны, учитель был всегда тем человеком, который владел этой формой оживления информации и передачи ее другим – передачи собственно самим оживлением.

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы.

Все три типа решают основную задачу – постоянное взаимодействие с компьютером во время проведения презентации и показа видеоматериала. В этом – их основное назначение и сходство.

 Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно: А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации. Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано. В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИТ? Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

 Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний. В последнее время в проведение уроков и коррекционных занятий  особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися.

Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Smart Board, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры.

Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие игры могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

Подобные игры могут стать хорошим дополнением методических приемов, повышающих мотивированность ребенка к учебе, что позволяет работать, основываясь на его собственных потенциях развития. В этом случае в ребенке закрепляется интересе не только к действиям на волшебной доске, но и своим личным способностям достигать результаты.

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий? Цели использования интерактивных  технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;

Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;

Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;

 Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;

Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;

Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

 Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе.

Очень важно, чтобы педагог свободно владел возможностями Smart Board, но так, чтобы они не казались ребенку слишком сложными, иначе может сформироваться страх неуспешности и он откажется выходить к доске; хотя, заметим, многие дети через короткое время общения с инструментом интуитивно осваивают многие возможности. Но, конечно, ясно, что это еще не навыки работы, особенно необходимые при выполнении конкретного учебного материала. Опыт так же показывает, что после первых уроков знакомства с доской у учащихся возникает определенное охлаждение. Они вновь ждут от учителя открытий и событий. Педагогу в этой ситуации очень важно не потерять своей увлеченности и не перекладывать все вопросы повышения интереса к уроку на новую технику. По существу, ребенку, любому учащемуся нужно с помощью получаемых знаний открывать волшебника в себе, а не надеяться только на учителя. Поэтому надо понять урок как игру еще с одной стороны – со стороны процесса, который обладает для ребенка особой тайной. Эту сторону преподавания предмета с помощью интерактивной доски Smart Board можно серьезно усилить.

Если исходить из того, что урок – игра, то математик играет символами, словесник – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится той поверхностью, на которой это делать легко и приятно, и на которой это можно усложнять через дополнительные игровые ходы, чего не позволяет сделать обычная школьная доска или это требует серьезных усилий. Одно использование мела и необходимость стирать его может ограничить стремление учителя заполнять доску символами или словами.

Если педагогу удается удерживать желание ребенка раскрыть тайну, в которую он постепенно может всех погружать: раскрывать правила оперирования символами, словами, создавать те или иные выражения, играть ими. Для ребенка продолжает оставаться важной практика- решения задачи, составление предложения, манипулирование символами или словами. Доска как таковая позволит ему делать эти операции в гораздо более быстром темпе и, соответственно, успешно закреплять материал.

На компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а так же при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

В процессе работы с учениками на уроке возникают нагрузки, естественные для всех уроков. В этих случаях оказываются подходящими использовать возможности Smart Board доски в качестве релаксационного инструмента. Педагог подобирает для класса несколько балансировочных упражнений, которые можно выполнять с помощью интерактивной доски, рисуя на ней, например, знак бесконечности или работая с другими образами. Интерактивная доска позволяет учителю совершать управляющие действия в игровом режиме. Это позволяет переключать ребенка с аудиальной нагрузки на визуальную.

Использование интерактивной доски на занятиях позволяет:

повысить качество обучения детей с ОВЗ;

развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

 развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; обеспечить психологический комфорт на занятиях.

При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения.

Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень

С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Использование на занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя.

Что же такое интерактивная доска? Сегодня во многих школах учите- ля работают с электронными проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска – такой же экран, только он подсоединен к компьютеру, которым можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными бутафорскими маркерами или просто пальцем. Вообще, для работы с доской не нужно каких-либо специальных пишущих устройств и она не требует никаких дополнительных расходов. Важно отметить, что доска не подключается к сети напрямую и не представляет никакой опасности для детей

На интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохраять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернет. Только теперь все, что вы делаете, видят и ваши ученики, и вряд ли им захочется отвлекаться. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, набирать текст с экранной клавиатуры или превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информа- цию.

Интерактивные доски дают возможность использовать различные стили обучения. Учащиеся лучше воспринимают визуальный материал, изучая кар- ты, рисунки и схемы, все это можно показать на доске, добавляя к изображе- ниям любые надписи, передвигая их, изменяя их размер и даже форму. Ис- пользуя доску, можно легко инициировать обсуждение в классе. Интерактив- ные доски помогают ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать но- вые идеи.

Приготовиться к уроку с помощью доски очень просто – для этого достаточно уметь работать с обычным компьютером. Компания SMART Technologies разработала специальные программы, которые облегчают работу преподавателя, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. В течение урока вы можете делать любые записи поверх любых приложений и веб-сайтов, и их тоже всегда можно сохранить – может быть, они потом еще пригодятся вам?

Также Интерактивная доска помогает ученикам выйти за пределы своих обычных возможностей. Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития, а также с серьезными патологиями, что требует более внимательного изучения и индивидуального подхода.

Очень часто, даже если в классе есть интерактивная доска, учителя редко используют ее , как интерактивную. А пРосто демонстрируют презентации, сделанные в программе павер поинт.

Однако, мало кто знает, что в программе павер поинт можно сделать интерактивную презентацию: с передвижением фигур, с появлением и исчезновением.

Однако программа павер поинт не очень подходит для интерактивной доски как интерактивной. Т.к в какой то момент фигуры сами по себе начинают двигаться или движутся сами по себе, не слушаясь перо.

Поэтому для интерактивных досок создана специальная программа – флипчат

Под флипчартом понимают магнитно-маркерную доску с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. В связи с появлением интерактивных досок и современного программного обеспечения к ним, под флипчартом понимают прямоугольное рабочее пространство в окне программного обеспечения интерактивной доски (например, ActivInspire), на которое можно добавлять заметки, изображения, видео-, звуковые файлы, анимацию, интерактивные занятия и веб-ссылки.

Флипчартом также называют файл программного обеспечения ActivInspire, имеющий расширение flipchart.  

Флипчарт как электронная наглядность, характеризуется такими свойствами, как интерактивность, мультимедийность, аттрактивность.

Флипчарт – это рабочая область, где можно создавать и демонстрировать материалы.  На странице флипчарта можно выполнять следующие действия:  - добавлять фоновые изображения;  - писать примечания и вносить пояснительные пометки;  - создавать рисунки или использовать рисунки из большой библиотеки ресурсов; - импортировать изображения из внешних приложений;

- добавлять гиперссылки; - делать снимки изображения и вставлять их во флипчарт или буфер обмена; - отображать географические карты; - воспроизводить фильмы и игры.

Флипчарт – это занятие, сконструированное в программном приложении ActivInspire, без установки программного приложения невозможно создать флипчарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте с использованием интерактивной доски

Урок Обучения грамоте в первом классе.Цель урока: способствовать пониманию детей основных признаков гласных и согласных звуков и букв.Задачи урока: дать понятие учащимся об основных признаках гл...

План урока обучения грамоте по теме:« Звук (ф), буква ф» , УМК "Школа 2100". С использованием интерактивной доски.

Для  данного  урока  в  рамках   деятельностного  подхода  была  выбрана  структура   урока  «Открытия  нового  знания».Использованы ме...

Использование интерактивной доски в процессе обучения.

   В своей работе я уже давно использую   информационно-коммуникационные технологии обучения, которые становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных ...

Работа со SMART доской в начальной школе. Использование интерактивной доски на уроках.

Методическая разработка на тему "Использование интерактивной доскина уроках."...

Использование интерактивной доски в процессе обучения.

В наше время, интерактивная доска является неотъемлемой частью даже для традиционного урока. В данной статье рассказывается об использовании интерактивной доски в процессе обучения....

Использование интерактивных упражнений при обучении детей с ЗПР

Общими особенностями для всех обучающихся с ЗПР являются: Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.Преобладание игровых интересов и игровой мотивации. Быстро освоившись в школе, такие ...

Проект Использование интерактивной доски для развития познавательной и сенсорной деятельности у детей с нарушением интеллекта

Проект Использование интерактивной доски для развития познавательной и сенсорной деятельности у детей с нарушением интеллекта...