Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
материал

Людмила Петровна Рачковская

Аналитическая справка стартовой диагностики обучающихся в 1 «А» классе МБОУ «СОШ №2» в 2020-2021 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам исследования стартовых базовых навыков

обучающихся 1а класса

21 сентября 2020 года была проведена стартовая диагностическая работа обучающихся в 1 А классе МБОУ «СОШ №2». Данный класс обучается по основной общеобразовательной программы УМК «Перпесктива».

В диагностический комплекс были включены задания, разработанные авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой (см. кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений»/ Под ред. Л.Е. Журовой. — 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана Граф, 2005. — с. 39-59).

Именно этот диагностический комплекс предназначен для определения предпосылок к обучению грамоте и математике учащихся 1 класса. Данный комплекс заданий уже применялся в Российской Федерации при проведении широкомасштабного исследования подготовленности первоклассников к освоению школьной программы по математике и русскому языку в начале 1 класса.

Цель диагностики: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике у первоклассников на первоначальном этапе обучения.

Для успешного овладения чтением, письмом и математикой в 1 классе необходимо:

  1. владение устной речью, предполагающее достаточный словарный запас и умение  выразить свою мысль в общении со взрослым и сверстниками;
  2. развитие слухо-речевой памяти;
  3. сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом;
  4. развитие ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации);
  5. наглядно-образного мышления, начал логического мышления;
  6.         определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка;
  7. достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),
  8. достаточный уровень развития зрительно-моторных координаций,
  9. наличие у детей дочисловых представлений.

В психолого-педагогической литературе выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

Полученная в ходе диагностических оценочных процедур информация дает возможность выявить обучающихся с разным уровнем подготовленности, создать условия для развития необходимых умений школьников и дальнейшего прогнозирования направлений работы с детьми по достижению индивидуального прогресса каждого первоклассника.

Диагностическую работу выполнили 21 обучающихся 1 Г класса МАОУ «Прогимназии «Созвездие», 100% от общей численности класса.

В диагностический комплекс входило 8 заданий для проведения в групповой форме.

Задание 1 - проверяет умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или  подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Задание 2 – выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Задание 3 - определяет умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Задание 4 - направлено на проверку умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задание 5 - выявляет умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Задание 6 – проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Задание 7 – выявляет степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Задание 8 – выявляет интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Диагностика готовности первоклассников к овладению грамотой и математикой позволяет не только выявить уровень развития у будущих учеников нижеперечисленных умений, но и наметить индивидуальный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.

В таблице 2 представлены баллы полученные первоклассниками при выполнении отдельных заданий, а также суммарный  балл за всю работу (суммарный балл за работу равен 25 баллам).

Таблица 2

Результаты стартовой диагностики

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

3

0

2

4

2

0

0

2

13

3

3

2

0

3

1

0

2

14

3

3

3

4

3

3

3

2

24

0

0

3

4

3

0

3

0

13

3

2

3

4

3

0

0

4

19

3

0

2

4

2

0

0

2

13

3

3

2

0

3

1

0

2

14

3

3

3

4

3

3

3

2

24

0

0

3

4

3

0

3

0

13

3

2

3

4

3

0

0

4

19

3

0

2

4

2

0

0

2

13

3

3

2

0

3

1

0

2

14

3

3

3

4

3

3

3

2

24

0

0

3

4

3

0

3

0

13

3

2

3

4

3

0

0

4

19

3

0

2

4

2

0

0

2

13

3

3

2

0

3

1

0

2

14

3

3

3

4

3

3

3

2

24

0

0

3

4

3

0

3

0

13

3

2

3

4

3

0

0

4

19

3

2

3

4

3

0

0

4

19

3

3

2

0

3

1

0

2

14

3

3

3

4

3

3

3

2

24

0

0

3

4

3

0

3

0

13

3

3

2

0

3

1

0

2

14

По результатам суммарного балла стартовой диагностики можно выделить три уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике:

  1. высокий 20-25 баллов;
  2. средний 13-19 баллов;
  3. низкий 0-12 баллов.

На диаграмме 1 и в таблице 3 содержатся результаты распределения обучающихся по уровням выполнения работы в количественном и процентном соотношении.

Таблица 3

Количественный состав и процентное распределение первоклассников

Уровни

Количество учащихся

Количество учащихся,

%

Высокий

1

20

Средний

4

80

Низкий

0

0

Диаграмма 1


        По результатам обследования (таблица 3) все обучающиеся (100%) показали высокий и средний уровень готовности к обучению грамоте и математике. Для этих учащихся необходимы психолого-педагогические условия, способствующие поддержанию и развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала с целью сохранения высокого уровня мотивации к обучению. При этом 14 обучающихся (60%) показали средние результаты, но граничащие с низким уровнем.

Эти дети нуждаются в индивидуальной диагностике, направленной на определение дальнейших путей развития каждого ребенка и определение направлений оказания индивидуальной помощи каждому обучающемуся.

На диаграмме 2 и в таблице 4 наглядно представлены средние результаты выполнения отдельных заданий в 1 Г классе.

Диаграмма2

Таблица 4

Сводная таблица средних результатов

по заданиям, всей работе, распределения по уровням выполнения

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Средний

балл за работу

Средний результат

2,4

1,6

2,6

3,2

2,8

0,8

1,2

2

16,6

        

Первоклассники показали высокий уровень сформированности умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета) (задание 4). Средний балл выполнения этого задания – 3,2.

Средний уровень стартовых возможностей обучающиеся продемонстрировали при выполнении заданий 1, 3, 5 и 8: задания, направленные на проверку умения зрительно-моторной координации, операции сложения и вычитания, умение классифицировать предметы, понимания терминов "внутри", "вне".

Наибольшую трудность вызвало у учащихся задание 2, 6, 7 связанное с   выявлением умения ориентироваться на плоскости, состоянием фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях, выявлением степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Выводы:

        При проведении стартовой диагностической работы обучающихся в 1 А класса МБОУ «СОШ №2» все обучающиеся – 25 человек (100%), показали высокий и средний уровень готовности к обучению грамоте и математике.

        ФИ, 9 человек - выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике.

        ФИ, 16 человек - выявлен средний уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике.

Рекомендации:

  1. Для определения причин полученных результатов необходимо:
  1. проанализировать типичные ошибки и затруднения учащихся по каждому направлению диагностики;
  2. выявить факторы, влияющие на уровень полученных результатов.
  1. Выстроить систему индивидуальной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся.
  2. Организовать логопедическую коррекцию в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития.
  3. Создать индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве.
  4. Обеспечить постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта.
  5. Полученные индивидуальные результаты первоклассников должны стать основой для каждого учителя при планировании индивидуальной работы с учащимися.

Классный руководитель                                                      Л.П.Рачковская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования

В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования

В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования....

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...