Современный урок по ФГОС
презентация к уроку

Хомушку Даяна Чимитовна

В презентации даётся развёрнутое описание типологий уроков по ФГОС и их структура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_po_fgos.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в условиях реализации ФГОС , как основной компонент качества образования

Слайд 2

Что такое современный урок ? 2 В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Слайд 3

Чем современный урок отличается от традиционного? 3

Слайд 4

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС 4

Слайд 5

Какие требования к современному уроку в условиях стандарта? 5

Слайд 6

Требования к современному уроку - четкое формулирование цели ; - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся ; - прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах ; - выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока; 6

Слайд 7

Требования к современному уроку - выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность , - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками ; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся ; - создание условий успешного учения учащихся. 7

Слайд 8

Как проектировать современный урок ? С чего начать? 8

Слайд 9

Алгоритм проектирования урока Учителю самому обязательно составить конспект своего урока. К онкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рабочей программе. (Цели урока сформулировать так, чтобы её понял ученик. Цели рассказывают о пользе урока: как и зачем будем делать, где и как пригодится ученику. Цель урока должен быть достигаема для ученика на уроке, здесь и сейчас. Цель должна исходить из проблемы, актуализации знаний. На современном уроке цель формируется через результаты обучения, выраженный в действиях учащихся) Цели урока должны отражать заданные вопросы в планируемых результатах, и должны составляться по следующей схеме: 9 Активный глагол + объект + условие Активный глагол: изучать, искать, думать, решать, сотрудничать… и тд На современном уроке дети ставят цель урока

Слайд 10

Целеполагание 10

Слайд 11

Триединая цель урока (аспекты) Познавательный Развивающий Воспитывающий - Обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, признаков; - Обобщить и систематизировать знания о … (или по конкретной теме); - Отработать навыки (какие?); - Устранить пробелы в знаниях (каких); - Добиться усвоения учащимися каких – то понятий (вопросов). - Развития мышления - Развития синтезирующего мышления - Развитие аналитико-синтетического мышления - Развитие абстрактного мышления - Развитие умений - Развитие познавательных умений - Развитие умений учебного труда Развитие воли и самостоятельности - Воспитание патриотизма; - Воспитание интернационализма; - Воспитание гуманности; - Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; - Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; - Воспитание дисциплинированности; - Воспитание эстетических взглядов. 11

Слайд 12

Цель должна быть: Конкретна . Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Достижима. Реальна. Ориентирована на результат. Ориентирована по времени. 12

Слайд 13

Некоторые приемы целеполагания Подводящий диалог Ситуация Яркого пятна Группировка Исключение Домысливание Проблема предыдущего урока Прием «знаю- не знаю» Отсроченная отгадка. Фантастическая добавка Лови ошибку! 13

Слайд 14

Метод SMART Критерии SMART S- Specific . Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. M- Measurable . Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. A- Achievable . Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся. R- Relevant . Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся T- Time-limited . Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели. 14

Слайд 15

Некоторые приемы целеполагания Тема-вопрос>>> план Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона , комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать? 1.Посмотреть на комнату. 2. Послушать рассказ о комнате. 3. Прочитать текст. 4. Расспросить. Так формулируются конкретные учебные цели. Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. « Как образуются порядковые числительные?» Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.) Какие слова в формулировке вопроса не понятны? Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»? Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать? 15

Слайд 16

Некоторые приемы целеполагания Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель . Предъявляю тему урока : «The differences between the country and the city? » Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать из предложенных слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню. Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока. Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He , My , You , We . Слово « My » выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Группировка Предлагаю детям разделить на группы ряд слов. Например : Dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока. 16

Слайд 17

Некоторые приемы целеполагания Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и домашних животных». Второй вид предполагает восприятие на слух. Например, Прослушайте и запомните ряд слов: Played , liked , helped , went , lived . Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель. Домысливание Формирование цели при помощи опорных глаголов Учитель называет тему урока, например « Enjoying your home », просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей школьников). 17

Слайд 18

Некоторые приемы целеполагания Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Прием «знаю- не знаю» Предъявляю тему урока в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather » На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать … Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.) На уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания . - Удивляй ! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. 18

Слайд 19

Некоторые приемы целеполагания - Отсроченная отгадка . Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы « Famous Faces ». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Редьярда Киплинга . - Фантастическая добавка . Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Один из возможных приемов целеполагания, который я использую в 3 классе: «Ребята, мы уже с вами говорили о временах года. Но сегодня к нам пришел мышонок Джерри и просит помочь ему научиться рассказывать о временах года. Вы согласны ему помочь?».Урок сопровождается презентацией и анимационными картинками. - Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила. 19

Слайд 20

Алгоритм проектирования урока 3. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников . 6. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. 7. Продумать форму подведения итогов урока. 20

Слайд 21

Типология уроков по основной дидактической цели по основному способу их проведения уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. в форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки ; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы ; сочетание различных форм занятий. 21

Слайд 22

Типы уроков по ФГОС 22 урок усвоения новых знаний и способов деятель-сти урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) урок актуализации знаний и умений (урок повторения) урок контроля знаний и умений урок коррекции знаний, умений и навыков комбинированный урок урок систематизации и обобщения знаний и умений урок применения знаний и способов деят-ти (практическое занятие)

Слайд 23

Образовательные структурные элементы урока: Постановка цели (проблемы) Совместная деятельность Контроль и оценка (самоконтроль и самооценка) Предъявление мотива

Слайд 24

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности ( организационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Слайд 25

25 Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный этап (1 мин) 2 ) Проверка домашнего задания. (2 мин) 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . (2-3 мин) 4 ) Актуализация знаний . (3-4 мин) 5 ) Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности.(7-8 мин) 5) Первичная проверка понимания изученного материала. З акрепление. (4-5 мин) 7) Применение изученного материала во время урока (7-8 мин) 8) Обобщение и систематизация, повторение (2-3 мин) 9) Контроль и самоконтроль (3 мин) 10 ) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) 11 ) Рефлексия (подведение итогов занятия ) – 1 мин

Слайд 26

26 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 27

27 Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция . 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 28

28 Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Слайд 29

29 Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 30

30 Структура урока коррекции знаний, умений и навыков 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 31

31 Структура комбинированного урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 32

Современный урок будет результативным , если На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками. 32

Слайд 33

33 Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным; темп и ритм урока должны быть оптимальными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы

Слайд 34

Роль учителя на современном уроке Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем? Какие требования предъявляет к учителю информационный век? Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок ( игровые оболочки), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.

Слайд 35

Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю: - Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; - Ученик должен знать зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ученика - Никаких монологов на уроке ! Только диалог, живой, в котором участвуют все. - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. - Самое главное –эмоциональный настрой. Умеем управлять своими эмоциями и учим этому детей. - Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок по ФГОС

Урок математики в системе развивающего обучения...

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.

Данные рекомендации   в помощь тем  педагогам, кто хочет научиться   планировать современный урок по ФГОС....

Рефлексия как этап современного урока по ФГОС (презентация)

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он уч...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образова...

Семинар "Современный урок по ФГОС"

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель....