Приёмы и техники ТРИЗ
материал

Крестникова Наталья Ринатовна

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов.

Приёмы и техники ТРИЗ, применяемые на каждом

этапе урока.

Подготовила учитель

начальных классов

Крестникова Н.Р.

2019 г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления звучит как «Приемы и техники ТРИЗ,  применяемые на каждом этапе урока».

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ, которые успешно используются в педагогической деятельности на каждом этапе урока:

  1. Начало урока

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети еще в течение некоторого времени продолжают заниматься своими делами, не включаясь в работу.

Чтобы организовать учебную деятельность школьников с первых минут урока, можно использовать следующие  педагогические приемы.

Приём  “Нестандартный вход в урок”

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём  “Отсроченная отгадка”

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём  “Удивляй!”

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Приём “Фантастическая добавка

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. 

  1. Актуализация знаний

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники как:

Приём “Да-нет”.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". 
Приём “Я беру тебя с собой»

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Приём “Шаг за шагом”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме. При котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём “Корзина идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  1. Изучение нового материала

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов. Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Прием «Лови ошибку!» 

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Главное научить детей предупреждать ошибки. Цель этого приема – добиться понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа.

Прием «Инсерт»

Система пометок для повышения эффективности чтения и мышления.

Используют при чтении любых научно-популярных текстов. Дети индивидуально читают текст, делая пометки на полях.

Прием «Знаю, хочу узнать, узнал.» 

Дети самостоятельно составляют таблицу, какие произведения автора читали, что узнали нового, какие её произведения хотели бы прочитать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. 

Приём “Хорошо-плохо

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»). 

  1. Обсуждение и решение проблем

В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. С этой целью можно использовать следующие приемы и техники.

 Прием «Фишбон рыбная кость».

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Приём “Генераторы-критики

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

Прием «Обратный мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.

  1. Решение учебных задач

Как правило,  для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. А так же учитель может использовать алгоритм  разработки  изобретательской  или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями,  соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

Прием “Морфологический ящик / копилка” 

Прием  служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

Прием “Создай паспорт 

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных,

Прием «Ситуационные задачи»

 Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, направленный на освоение социокультурной среды, или установить взаимодействие с индивидуальными или коллективными субъектами вне школы (родители, органы управления, власти и т. д.), то есть создаются условия включения учащихся в активную общественную деятельность.

  1. Контроль знаний, обратная связь

Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.

Метод интеллект-карт.

В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Прием Кольца Венна.

На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.  Ученики рисуют кольца и заполняют графы. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

  1. Формирование умения задавать вопросы

Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов Блума», так и авторские педагогические приемы.

Приём «Хочу спросить»

Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

Прием Ромашка Блума.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

  1. Рефлексия

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

Приём "Телеграмма"

 Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём "Синквейн"

 Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.

Приём "Райтинг".

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Вывод:  включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов.  Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на  открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание  изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.

Вот такие методы и приемы ТРИЗ я использую на своих уроках.

Спасибо за внимание!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса

Важное место в школе  должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыха­ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи."Осенний вернисаж"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству:     Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж». Отработка умений   приёмов живописных навыков в и...

Статья "Применение приёмов и техник игротренинга для успешного развития, обучения и воспитания учащихся."

Обобщение опыта работы с использованием технологий игротренинга на уроках в начальной школе...

Приёмы развития техники чтения

Упражнения для развития скорости чтения учащихся начальной школы....

Приёмы повышающие технику чтения у учащихся 2 - 4 классов

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении скорочтению учеников. Не надо проводить длинные упражнения, длинные по времени...

Приём педагогической техники "Светофор"

Педагогическая техника "Светофор" как условие развития оценочной способности и саморегуляции поведения у школьников....

Развитие познавательной деятельности младших школьников через реализацию приёмов и методов ТРИЗ

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, ...