«Конструктор урока. Эффективное применение образовательных ресурсов в целях формирования и развития функциональной грамотности обучающихся».
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 3 4 Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм Мозговой штурм
Слагаемые мастерства педагогов Сегодня мы поговорим о том, какие образовательные ресурсы помогут сделать наш урок интересным, какие технологии делают урок эффективным и какие приёмы современного подхода к обучению помогают повысить качество урока . Все эти слагаемые педагогического мастерства направлены на повышение образовательного уровня учащихся, на использование системно-деятельностного подхода на уроке, на формирование и развитие функциональной грамотности.
. « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А.
Каковы же ресурсы современного урока? Как мы их используем? Хотелось бы, чтобы советы, которые вы получите сегодня, помогли вам в проведении эффективных уроков. 1) Ресурс времени -Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. – А вы согласны с данным мнением? Хватает ли вам времени на уроке? Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного, управляемого процесса совместной деятельности учителя и обучающихся. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели.
Обозначим типичные ошибки, приводящие к потере времени. Дети входят в кабинет по звонку. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено. Проверка отсутствующих. Время при этом тратится напрасно. О порядке отработки пропущенного материала можно договориться с классом один раз в начале года. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, этот вопрос тоже должен контролироваться классным руководителем, если дежурные недобросовестно выполняют свои обязанности. Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не помогает им обрести необходимые знания. Пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2. Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это бесполезная трата времени и показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок .
Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника - неэффективно. Говорить должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока. Опрос слабоуспевающих можно запланировать во время урока по карточке или посмотреть, как он себя проявит в работе группы. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ. Встать, сказать слово (предложение) и сесть - весьма расточительно по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать - то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся Основной вид деятельности учителя – подготовка к уроку Современный урок — это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний . Следует помнить , что максимально эффективно усваивается только та информация, которая: находится в зоне актуальности и согласуется с текущими потребностями и интересами ученика ; подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией; затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание и обучение функционально - грамотных людей. Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать сложные жизненные задачи на основе полученных знаний. Параметры функциональной грамотности включают читательскую и языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, естественно - математическую и экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности . Напомним себе, что …
Мастерство учителя Интерес к предмету — лучшая мотивация для ученика. И пробудить этот интерес — одна из сложнейших задач педагога. Зачем в тетради клетки? А что, у клетки есть пространство? У клетки есть углы?
Образовательные ресурсы и методические приёмы, которые делают наш урок привлекательным и интересным Рассматривая методические приёмы и ресурсы, заполняем конструктор урока.
Слово « кроссенс » придумано авторами по аналогии со словом « кроссворд ». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает « пересечение смыслов ». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики. Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону). Начать разгадывать кроссенс можно с любой картинки, но центральным является квадрат под номером девять. Картинка в девятом квадрате, по желанию, может быть связана по смыслу со всеми изображениями. Но обычно устанавливают связи по периметру между квадратами («основа»), а также по центральному кресту («крест»). Для того чтобы составить кроссенс , нужно определить его тему (в нашем случае – это тема урока), выделить девять элементов, имеющих отношение к данной теме (среди них могут быть понятия, с которыми учащиеся знакомились на предыдущих уроках); найти связь между этими элементами и подобрать изображения, иллюстрирующие данные элементы. . Алгоритм составления кроссенса : 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Вн есём приём « кроссенс » в конструктор урока На каком этапе урока можно использовать этот приём? Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и попробовать составить кроссенс на любую тему
Приём «СТИКЕР ПОД СТУЛ» Все мы знаем, как важно работать с понятиями, но вот это высказываение : « Ребята, давайте запишем определение в тетрадь », у детей энтузиазма не вызывает. Поэтому берём и превращаем эту необходимую работу в игру. Помимо всего прочего, это ещё может быть и эффектный вход в урок. ( Запишем в конструктор урока) Определение нужного понятия необходимо записать на отдельном стикере . Перед уроком поместить стикеры под стулья учеников в хаотичном порядке. 1 ученик = 1 стикер . Когда ученики определили тему урока, и им встретилось определение, которое необходимо записать и запомнить, просим их заглянуть под стул, и тех, кто обнаружил стикер , выйти к доске. У доски дети весело и дружно с помощью учителя и класса составляют определение .
Приём « О ком речь ?» ( запишем в конструктор урока ) Свои отношения с ним, Михаил Афанасьевич не раз сравнивал с дружбой с Сатаной, полагая, что подчинение ему равносильно продаже души дьяволу. О ком идёт речь ? Он пытался добыть пропитание с помощью вокальных данных, хотел быть похожим на их маму, менял голос, но в итоге потерпел неудачу. Приём «Жокей и лошадь»
Приём «Жокей и лошадь» ( запишем в конструктор урока) Представьте, что на уроке, на этапе актуализации знаний , за небольшой промежуток времени вам необходимо проверить знание несколько понятий, терминов, определений, правил или алгоритмов. В этом случае приём « Жокей и лошадь » поможет вам решить поставленную задачу, а если предложить ребятам «пуститься в скачки» за первое место, например, за установленную награду (в баллах или оценку), то дух соревнования подогреет интерес к выполняемому заданию. Кроме того, данный приём предусматривает работу в парах, что способствует развитию коммуникативных навыков общения. Заготовьте заранее карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек напишите название термина, на второй половине карточек – его толкование Разделите класс на две группы: «жокеи » и «лошади». Раздайте карточки с вопросами – «жокеям», а с правильными ответами «лошадям». Каждый «жокей» знакомится со своим вопросом и ищет свою «лошадь» с правильным ответом. Затем «лошади» озвучивают вопрос своего «жокея» и ответ.
Генератор кроссвордов Кроссворды Тесты Ребусы Материалы Книжки Мастерская Создать кроссворд Введите через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд. Создать
10 п 8 е ш 4 ш о п е 6 с в е т о ф о р х с р 9 д о р о ж н ы е е 3 д х м 2 11 з н а к и 1 о с т а н о в к а ы д ш е й и л н о 5 у л и ц а с 12 и т п р е 13 д о р о г а д т и у 7 м о с т о в а я т р
Работа со словом. Генератор «Облако слов» Построим ассоциативный ряд (внесём приём в конструктор урока )
. Wordcloud.pro С помощью сервиса можно сделать облако слов, открытку в виде поздравления, рекламный баннер или постер . Всего нужно выполнить несколько шагов: зарегистрироваться на сайте сервиса, выбрать понравившийся шаблон, добавить нужные слова (можно воспользоваться доступной коллекцией текста) и сохранить дизайн для печати или для социальных сетей. Cайт : https://wordcloud.pro/ru 6 . Wordscloud Создавайте облако слов на русском языке легко и просто с помощью сервиса Word's Cloud . Размер шрифта и цвет будет зависеть от частоты появления слова в тексте. Сайт: https://wordscloud.pythonanywhere.com/ 7. Wordle Сайт: http://www.wordle.net/
WordArt.com – одна из самых легких программ, хотя и имеет англоязычный интерфейс, она имеет много шаблонов и функций. 1.Открываем программу. 2.Нажимаем кнопочку «создать». 3.Открывается табличка, в которую -впечатываем слова -выбираем цвет, размер, шрифт. 4.Выбираем картинку. 5.Нажимаем кнопочку «визуализировать». Задание: Составьте рассказ, используя слова, находящиеся в данном «облаке». WordArt.com это онлайн-генератор облаков слов, который позволяет вам с легкостью создавать удивительные и уникальные облака слов.
Игровой приём « Шифровка ». с помощью данного приема можно зашифровывать тему занятия, использовать на этапах закрепления, повторения, рефлексии . Шифровка « Ключ в книге » 324 с, 4 а, в, 7 сл. 150 с, 1 а, н , 11 сл. Первая цифра обозначает номер страницы вторая – номер абзаца третья буква – как надо считать абзацы сверху (в) или снизу ( н ) четвертая буква – слово. Шифровка без гласных Зпск лжт в дпл дб , ктр стт н пшк лс .. Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса. Шифровка «Читай наоборот» Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум.
Шифровка «Белые пятна» Любой текст даже без шифра может превратиться в трудночитаемую абракадабру, если между буквами и словами неправильно расставить пробелы. В стре чаем с Янабер егуоз ера.
А так же используем все приёмы технологии Критического мышления на разных этапах урока ( вызов – осмысление- размышление ) Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме ). Информационная ( вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме ). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями.) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме ). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания.) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации ). Информационная (приобретение нового знания ). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля ). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса ).
Основные методические приемы развития критического мышления Умение систематизировать и анализировать информацию : кластеры; Корзина идей; прием «общее — уникальное»; стратегия « Фишбон »; «бортовой журнал». Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию: дневники: двухчастный и трехчастный; чтение с остановками; стратегия «Идеал»; стратегии работы с вопросами: таблица «ПМИ» или «ПМ?»; таблица «Сравнение источников» .
«Формирование читательской грамотности школьников с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)» Прием « Зигзаг » относится к группе приемов развития критического мышле ния и требует организации работы обучающихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение или систематизация большого объема материала .
Этапы учебного занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Актуализация знаний « Да-нетка » Игра в случай- ность Базовый лист контроля Обсуждаем д/з ЗХУ Древо предсказаний Верители вы? Корзина идей Постановка учебной задачи Привлекательная цель Удивляй ЗХУ Обсужд ем д/з ПМИ Ключевые слова Конструктор задача Илюшина Мозаика проблем Решение учеб- ной задачи Чтения с остановками ИНСЕРТ FISHBONE Мозговой штурм IDEAL Зигзаг «Мудрые совы» Продвинутая лекция Закрепление, тренировка, отработка спо- соба деятель- ности Своя опора Повторяем с контролем Повторяем с расширени - ем Кластер Перекрест- ная дискус- сия Кольца Венна «Толстые» и «тонкие во- просы» Таблицы: свод- ная, концепту- альная, синтез, ТАСК Повторение и систематиза- ция изученного Денотатный граф Деловая игра «Компетент- ность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» Бортовой журнал Суммирование в парах Что? Где? Когда? Письмо по кругу Контроль «Светофор» Опрос по цепочке Тихий опрос Блиц- контроль Взаимоопрос Программируе- мый опрос Пресс- конференция Щадящий опрос Домашнее задание Задание массивом Необычная обычность Особое задание Идеальное задание Эссе Три уровня Д/З Защитный лист Творчество работает на будущее Рефлексия учебной деятельности Синквейн Выбираем роль Кубик Блума Шесть шляп мышления Лесенка Оценочное окно
Умение формулировать и решать проблемы: стратегия « Фишбон »; стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями: синквейн ; концептуальное колесо; денотатный граф. Умение вести аргументированную дискуссию: таблица «перекрестной дискуссии».
«Концептуальное колесо» – это еще один эффективный прием систематизации и обобщения изученного материала, который помогает нам увидеть тему в целом и понять взаимосвязи между различной информацией, а также выявить причинно-следственные связи. Опираясь на концептуальное колесо, мы можем легко структурировать и упорядочить полученные знания. Принцип работы этого метода заключается в том, что тема располагается на центральной оси, а все основные понятия, факты и примеры связываются с ней. Таким образом, мы создаем некую карту знаний, которая позволяет нам легче ориентироваться в изучаемом предмете. Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать : синквейн ; кластеры; эссе и другие приемы рефлексивного письма; прием «общее — уникальное»; сводная таблица. Коммуникативные умения: приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).
Помогайка
Заключение. Рефлексия. Я желаю, чтобы все сказанное позволило Вам реализовать все ресурсы урока на 100% и каждый мог сказать: « На моем уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия, на нем царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, на моем уроке есть место каждому ребенку, потому что мой урок-залог его успеха в будущем !» Запишите аббревиатуру своей фамилии, имени и отчества Б – благодатно Л – легко А- актуально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность" с приложениями...
Эффективные стратегии и инструменты для развития функциональной грамотности обучающихся
В статье описываются приемы и математико-методический инструментарий по формированию математической функциональной грамотности...
"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"
В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в с...
Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена
В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс....
Технологическая карта урока. Использование интегрированных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках преподавания физкультуры в начальной школы», 4 б класс
В технологической карте урока отображена функциональная грамотность. Виды грамотности: естественно-научная, математическая, читательская, креативное мышление, финансовая и ПДД. Обучающиеся определяли ...