Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
методическая разработка

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Тематическое направление: «Функциональная грамотность как метапредметный результат обновленных ФГОС»

Тема работы:

 «Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность»

        

Автор работы:

Кузнецова С.В.,

 учитель начальных классов

2023 г.

ВВЕДЕНИЕ

Мир и условия жизни стремительно изменяются – изменяются и требования к человеку, живущему в новых условиях. Так ученик должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе и нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения.

Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного понимания, анализа и использования, т.е. развития функциональной грамотности школьника.

В своей работе я предлагаю рассмотреть использование проектной деятельности, как средство формирования и развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Цель-  формирование и развитие проектных компетентностей младших школьников при организации уроков окружающего мира на основе использования проектной деятельности.

Задачи:

  • Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по формированию функциональной грамотности;
  • Рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
  • Разработать систему проектных заданий для обучающихся;
  • Оценить влияние проектной деятельности на развитие функциональной грамотности своего класса.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Возраст детей: 7-11лет

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, уметь с ней коммуницировать и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Так же это, знания и навыки, полученные в школе, уметь применять их в жизни. Это уровень образованности, который может быть, достигнут за время школьного обучения, умение решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем его мире, действующая в соответствии с интересами, ценностями, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Виды функциональной грамотности:

- Коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

- Информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- Деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Ведущее место в развитии функциональной грамотности принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проектная деятельность – это эффективный инструмент для развития функциональной грамотности учащихся, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления и независимость.

Метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.

Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

парный, индивидуальный, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

монопроект, межпредметный

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охвата одновременно нескольких направлений деятельности и привлечения множества вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей.

Каждый проект, созданный учеником, может считаться успешным лишь тогда, когда в него включены 5 основных пунктов: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт презентация.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.  

В своей практике я активно реализую с обучающимися следующие типы проектов: информационные, творческие, исследовательские, практико-ориентированные и другие. Проекты создаются детьми как в группах, так и индивидуально.
Тематика проектов по классам:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

2 класс: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

3 класс: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

4 класс: выбор проектов самостоятельно (из учебника).

Часть проектов, выполненная учащимися, представлена в Приложении №1.

Специфика работы по проектной деятельности в начальной школе на уроках Окружающего мира следующая:

1 класс

Проектная деятельность учащихся носит в основном творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы, сообщения. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей удивление и интерес к поставленной проблеме. В работе над проектами большую помощь оказывают родители, так как дети только учатся добывать информацию, оформлять и презентовать ее. Все проекты в первом классе носят крат-ковременный характер.

2 класс

Умея читать и писать, ребята получают информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Обучающиеся выполняют мини - проекты, работая в группах в течение 1-2 уроков. Существенную помощь также оказывают родители.

3 класс

После выбора темы, детям предлагается самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа третьеклассников больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.

Изучив раздел « Растительный мир Земли», учащиеся 3 класса выполняли проект: «Разнообразие природы родного края».

Цель проекта: актуализировать и углубить знания по разделу « Растительный мир Земли».

Тип проекта: информационный, творческий; моно-проект; групповой; краткосрочный.

Планируемый результат: создание компьютерной презентации, буклета «Редкие растения».

Работая над данным проектом, учащиеся пополнили свои знания по теме: «Разнообразие природы родного края», усовершенствовали опыт публичных выступлений и наблюдалась положительная динамика в умении сравнивать, обобщать.  (Приложение №2)

Таким образом, анализ содержания работы над проектами в курсе «Окружающий мир» показывает, что происходит постепенное усложнение структуры работы, меняется степень самостоятельности в ходе его подготовки (от совместной деятельности ребенка с родителями, до самостоятельного решения задач). Можно с уверенностью сказать, что в процессе проектной деятельности учащихся успешно формируется функциональная грамотность.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По результатам наблюдения за деятельностью детей на уроках окружающего мира, получилось следующее: уровень интереса в 1 классе при традиционно проводимом уроке: низкий 21%, средний- 64%, высокий – 15%; во 2 классе: низкий – 19%, средний – 63%, высокий – 18%; в 3 классе: низкий – 21%, средний – 59%, высокий – 20%.

При использовании метода проекта, интерес к уроку повышался:  1 класс: низкий – 10%, средний – 58%, высокий – 32%; во 2 классе: низкий – 9%, средний – 61%, высокий – 30%; в 3 классе: низкий – 8%, средний – 60%, высокий – 32%.

Вывод: активность учащихся на уроке напрямую связана с познавательным интересом.

Так же среди обучающихся 3 класса был проведен опрос «В чем состоит интерес к проекту?»

50% - дает самостоятельность

32% - сбор информации, обобщение

18% - презентация, выступление

Если сравнить охват обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность с 1 по 3 класс, то можно сделать вывод, что количество желающих принимать участие в проектах увеличивается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы я изучила психолого-педагогическую литературу, обобщила педагогический опыт по внедрению проектной деятельности; рассмотрела особенности проектной деятельности младших школьников; оценила влияние проектной деятельности на развитие функциональной грамотности своего класса.

Увлеченность детей проектной деятельностью на уроках нередко перерастает в исследовательские проекты, которые ребята делают и во внеурочной деятельности. Так, например, в этом году с учащимися 3 класса мы заняли первое место в районном сетевом проекте «Есть город на Волге». А все начиналось с мини-проектов на уроках. (Приложение №3)

Таким образом, можно сделать вывод, что опыт применения проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизирует познавательную деятельность, стимулирует инициативу, отрабатывается навык публичного выступления.

Планирую продолжить работу по внедрению проектной деятельности не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.С.Ковалева,«Естественно-научная грамотность»: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2022
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. — Мн.: Высш. Шк., 2002.
  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — ростов на Дону: изд-во "Феникс", 2003.
  4. https://gimnazia133.my1.ru/FG/metod_rekom/metodicheskie_materialy_sipkro.pdf
  5. https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/654/1/metod-proektov-v-professionalnom.pdf
  6. https://media.foxford.ru/articles/project-work


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальны...

Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...