Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики
статья по математике

Николаева Татьяна Леонидовна

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила

учитель начальных классов

Николаева Т.Л.

Развитие функциональной грамотности

учащихся начальных классов

на уроках математики

Тема моего выступления «Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики».

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать математические знания на практике.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. 

В педагогической литературе задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может построить модель на основе разрозненных данных, то он является функционально грамотным.

        Математическая грамотность младшего школьника  как компонент функциональной грамотности трактуется как:

1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.    

Это теория. А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и  ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные к жизненным ситуациям.

Первый компонент составляют:

Умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

Ориентация на плоскости и в пространстве.

Задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений.

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем.

Вторую составляющую математической грамотности можно реализовать с помощью следующих учебных заданий:

Работа с математическими объектами.

 Сравнение, соотнесение, преобразование информации.

Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом

 Упражнения на овладение математическими методами для решения учебных задач. ( Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направления на схеме и т. п.)

В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Моделирующая деятельность должна рассматриваться как одно из важнейших проявлений учебной деятельности в процессе обучения математике.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников:

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. 

Применение знаков и символов плюс, минус, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.

Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений).

Кроме вышесказанного, для формирования математической грамотности очень важно использовать различные формы работы над задачей:

1. Решение задач различными способами.

2. Правильно организованный способ анализа задачи.

3. Представление ситуации, описанной в задаче.

4. Самостоятельное составление задач учащимися.

5. Решение задач с недостающими данными.

6. Изменение вопроса задачи.

7. Составление различных выражений по   данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

8. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

10. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи

 11. Составление аналогичной задачи с   измененными данными.

 12. Решение обратных задач.

Формирование математической грамотности обеспечивается за счёт применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ). Именно сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами.

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи.

Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

Уместно использование  формулы, которая  раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

 Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы.

        Как проверить уровень математической грамотности? Для этого необходима диагностика, которая позволит не только оценить знания, но и понять причины трудностей, и определить способы их устранения.

УУД тесно связаны с математической грамотностью.

        Надо проводить мониторинг метапредметных результатов 2 раза в год, в сентябре и апреле: стартовый и итоговый.

Международные оценочные исследования функциональной грамотности оценивают  не только степени усвоения учебного материала, но и способности использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональной грамотности учащихся.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в начальной школе. Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».Умение наблюдать...

Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень ...

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»

laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...