Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.
статья по математике (2 класс)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиннатуллина Ильмира Фаиловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1- Центр
национального образования» ЕМР РТ
Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным:
-самостоятельность;
-ответственность;
-инициативность;
-способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях;
-готовность к получению новых знаний в течение всей жизни;
-умение выбрать свой профессиональный путь.
А также:
-умение легко адаптироваться в любом социуме;
-умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения;
-отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими;
-отличное владение информационными технологиями.
Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:
-формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
-развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Развивая познавательные способности человека, она влияет на содержание и преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование учащихся необходимо для их успешной жизни в современном обществе. Математическая грамотность формируется прежде всего через реализацию компетентностного подхода к обучению.
Для реализации компетентностного подхода в обучении математике необходимо:
- регулярно задавать вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок компетентностью задачи;
- использовать на этапе обобщения изученного материала интегрированные задачи;
- предусматривать работу над учебными проектами.
Примеры компетентностных задач по математике:
1. Задания на применение математических знаний для решения практических задач.
2. Задания на ориентацию в жизненной ситуации.
3. Комплексные, интегрированные задачи, описывающие некоторые жизненные ситуации, случаи (практико-ориентированные).
Работа над компетентностными заданиями способствует формированию у младших школьников в первую очередь познавательных УУД: действий сравнения, анализа и синтеза, аналогии, обобщения, умения ставить и решать проблемы, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умения осознанно и правильно строить речевое высказывание, способности к смысловому чтению, что положительно сказывается и на изучении других предметов.
Функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Педагогу в первую очередь нужно развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-642162-1434008382.jpg)
Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1256059-1601710016.jpg)
Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»
Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910047-1490696063.jpg)
Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики
Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать математические знания на практике...
«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»
laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...
Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время
Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...