Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов
тест (3 класс)
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальных классов разработана для учащихся 3 класса, тематическая область "Литературное чтение", "Математика"
В карту входят разноуровневые задания по каждой предметной области, дидактическая карта заданий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся начальных классов
Структура работы:
Тематическая область/предмет - литературное чтение | Класс 3 | ||
Текст разработанного/переработанного задания Долг Принес Ваня в класс коллекцию марок. -Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь, что у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе. -Бери, конечно! – согласился Ваня. Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок. – Я тебе потом отдам, – сказал он Ване. -Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем! Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился. -Кругом я у тебя в долгу! -Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые... «И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню. Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...» А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось? Подходит как-то к нему и спрашивает: -За что косишься на меня, Петя? Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей: -Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог. Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване. – Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! -Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда! (282 слова) (Э. Шим) Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
А) Ваня, Петя; Б) Ваня, Петя, отец Пети; В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
А) во дворе; Б) в классе; В) в парке.
А) «Потом верну»; Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»; В) «Куплю другие марки и верну тебе».
А) Стало жаль своих марок; Б) не разрешил отдать коллекцию отец; В) не хотел обидеть друга.
А) Становиться косым; Б) смотреть искоса, сбоку; В) относиться недружелюбно.
А) Ванино недоумение. Б) Петю гложет совесть. В) Долги растут. Г) Конец дружбы. Д) Марки взаймы.
___________________________________________________________ | |||
Вопрос | Типовая задача для учащегося | Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение | |
6, 7, 8 | Анализ и оценка содержания, языка и элементов текста | Анализирует и оценивает содержание | |
1, 2 | Нахождение информации, заданной в явном виде | Находит информацию, заданную в явном виде | |
3, 4 | Формулирование выводов | Формулирует выводы | |
5 | Интерпретация и обобщение информации | Интерпретирует и обобщает информацию | |
Дидактическая карта задания
Оцениваемый вид функциональной грамотности | Варианты: - читательская грамотность |
Компетенция | Сбор информации, анализ, систематизация, ответы на вопросы разных уровней и т.д.) |
Контекст | Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний. |
Тип текста | Варианты: - сплошной |
Когнитивный уровень | Варианты: - низкий - средний - высокий |
Тип вопроса | Варианты: - единственный выбор - развёрнутый ответ |
Дидактическая единица | Раздел содержания задания совпадает с содержанием рабочей программы по литературному чтению. |
Задание №2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическая область/предмет - математика | Класс 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст разработанного/переработанного задания
Таня с детства мечтала стать биологом, как ее бабушка. На своем участке Таня посадила кусты смородины. Каждый год весной Таня измеряла высоту куста смородины в сантиметрах и делала отметки. Рассмотри график роста куста, заполни таблицу и ответь на вопросы. 1.Заполни таблицу.
2.Вырос ли куст за последний год? 3.Сколько лет было кусту, когда он был высотой 60 см? 4.На сколько сантиметров вырос куст от года до трех лет? 5.Определи и запиши период активной фазы роста куста. Сколько составлял прирост каждый год? 6.Определи и запиши период замедленной фазы роста куста. Сколько составлял прирост каждый год? 7.Определи и запиши период окончания роста куста. Сколько составлял прирост каждый год? 7.На основе полученных данных составь и реши задачу, чтобы она решалась в два действия по данной схеме.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос | Типовая задача для учащегося | Планируемый образовательный результат/формируемая компетенция/умение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Уметь представлять информацию в виде таблицы | Умеет представлять информацию в виде таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2, 3, 4, 5, 6 | Выделять информацию и делать простые выводы | Выделяет информацию и делает простые выводы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Выделять информацию, анализировать данные графика, составлять задачу по ее схеме и формулировать вопрос | Выделяет информацию, анализирует данные графика, составляет задачу по схеме и формулирует вопрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая карта задания
Оцениваемый вид функциональной грамотности | Варианты: - математическая грамотность - читательская грамотность - естественнонаучная грамотность |
Компетенция | Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка |
Контекст | Задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний |
Тип текста | Варианты: - сплошной |
Когнитивный уровень | Варианты: - низкий - средний - высокий |
Тип вопроса | Варианты: -единственный выбор - множественный выбор - развёрнутый ответ |
Дидактическая единица | Раздел и тема задания совпадает с содержанием рабочей программы по математике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.
Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как воз...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».Что же такое «функциональная грамотность&raq...
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность" с приложениями...








