Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
презентация к уроку (1 класс)

Кожемяченко Светлана Сергеевна

доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность

-формы функциональной грамотности

-основы функциональной грамотности в начальной школе

-из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Доклад на тему:

«Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»

Выполнила:

Кожемяченко Светлана Сергеевна

                                               

 Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.

1 слайд  Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности

В ходе работы на уроках окружающего мира на протяжении всей начальной школы идет планомерная работа по формированию у ребят любви к своим близким людям,  своей родине, знакомство со своим внутренним миром, своими чувствами, взаимосвязи жизнедеятельности человека и мира природы.

В первом классе мы учим детей правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Например,  первый раздел помогает найти ответы на вопросы кто и что нас окружает? Что общего у разных растений?

Во втором разделе дети находят ответы на вопросы как, откуда и куда? Например, Как путешествует письмо? Как живут растения?

Раздел Где и когда? Поможет найти ответ на вопрос Что будет, когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?

2 слайд  В ходе первого раздела Что и кто? Ребята работают над проектом «Моя малая родина», где они рассказывают об особенностях того места где родились и живут, о близких людях, которые их окружают с детства, и конечно же о себе, чем дорожат больше всего с малых лет, о чем мечтают.

На уроке обобщения материала по первому разделу, подытоживая полученные знания,

целесообразно провести работу по формированию функциональной грамотности, поговорить о мечтах ребят, о том, как своими мечтами они сами могут сделать мир своей малой родины добрее и красивее, а так же  чему можно научиться у мира природы, чтобы воплотить мечты в реальность.

 3 слайд  Эту работу предлагаю начать с написания письма Деду Морозу. Ведь в преддверии Нового года, как хочется всем ребятам получить долгожданный подарок на праздник!

  1. слайд  Так как мышление у младших школьников в этом возрасте наглядно-образное, а писать еще не все умеют, предлагаю им посмотреть экранизацию сказки Корнея Ивановича Чуковского «Чудо дерево», на котором однажды выросло много разнообразной обуви,   и нарисовать дерево со своими пожеланиями Деду Морозу.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!

Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Что сделала Мура,когда ей прочли сказку"Чудо-дерево"

Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
- Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!

Будут, будут босоножки
К чудо-дереву скакать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать:
"Ай да Мурочка,
Ай да умница!"

Далее проводится беседа, в виде вопросов и ответов на них, в ходе которой дети, используя знания о жизни растений в живой природе и перенимая опыт у природы учатся взаимодействовать гармонично с другими людьми, стремиться к реализации своих желаний и уважать,  ценить и радоваться желаниям и успехам своим и  других людей.

  • Что выросло на волшебном дереве? (обувь)
  • Что способствовало тому, что выросло такое дерево? (мечты, желания людей )

О чем мечтаете вы? Хотите нарисовать свое чудесное дерево? (дети рисуют и в ходе своей деятельности размышляют над вопросами)

5 слайд 

  • Что нужно, что бы выросло дерево? (посадить и ухаживать за ним)
  • Что явилось причиной того что выросло такое дерево? Что является причиной роста разных растений? (семечко) У конкретного семени будет только такой плод (у семени яблока- яблоня)

Мы сейчас попробуем поучиться у матушки природы как правильно высаживать и взращивать плоды своих желаний.

Как правильно посадить семена своих желаний? Что это значит посадить семена успеха, результата?

Я вам подскажу. Народная мудрость нам поможет. Дело в том, что испокон веков люди передавали своим детям свой опыт и мудрость через народное творчество, а именно пословицы.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Яблочко от яблони недалеко падает.
  • Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
  • Не плюй в колодец, самому придется напиться.
  • От доброго семени – добрый всход.

Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)

6 слайд  Какие еще сопутствующие факторы привели к такому результату? Достаточно ли только бросить семя в землю? (нет нужны свет, вода, удобрения, воздух)

Какие факторы нужны семенам наших желаний на чудесных деревьях? (стремиться, учить, слушать, заниматься спортом и т.д.)

7  слайд  Продолжим мы эту работу на уроке Как путешествует письмо? Проследим, как доставить свое письмо в срок до адресата. Пока у ребят будет время подготовить свои работы со всеми желаниями, которые важны для них и подумать, как они могут создать благодатную почву для их реализации.

Сопутствующие факторы очень важны, без них наше семя погибнет. Но одних стремлений мало, если не бросить семя в почву, нечему будет расти, если не заботиться о других людях, которые вас окружают,  ваши усилия не принесут результата, придут только грусть и разочарование.

Чтобы лучше понять как это происходит, как наше сознание создает  давайте окунемся в свой волшебный внутренний мир и поиграем в игру под названием «Мое воображение»

8 слайд

  • Что это? (ручка)
  • Если ее положить на стол в пустой комнате и туда зайдет собака? ( палочка)
  • Если никого не будет в комнате?(ничем)
  • То что это ручка исходит из сознания или входит в него? (исходит)
  • Откуда мы знаем что это ручка? (нас научили)
  • Если все исходит из нашего сознания, можем ли мы своим сознанием поменять сейчас ее свойства?(нет, когда то мы создали ее уже давно своим сознанием)
  • Но можем ли мы повлиять что когда-нибудь у меня в руках будет золотая ручка?(да)

9 слайд

Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое будущее.

 

10 слайд

  1. Заключение.

Перед  учителем  начальной  школы  стоят  колоссальные  задачи:  развить  ребёнка.   Что  значит  развить  мышление:  из  наглядно-действенного  перевести  его  в  абстрактно-логическое:  развить  речь,  аналитико-синтетические  способности,  развить  память  и  внимание:  развить  фантазию  и  воображение. Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Научить пользоваться возможностями своего сознания чтобы создать тот мир в котором вопрос «Почему мы так часто слышим слово экология?» не будет звучать так остро, так как каждый человек будет более осознанно относиться к миру, который его окружает – вот задача учителя в современной школе.

11 слайд

 Решая  эти  задачи,  педагог как в  пазлах  -  собирает  картинку, получает  в результате функционально развитую  личность.

12 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г. Уссурийска Кожемяченко Светлана Сергеевна

Слайд 2

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности. Что и кто нас окружает? Что общего у разных растений? Как путешествует письмо? Как живут растения? Где и когда? Что будет, когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? Почему мы часто слышим слово экология?

Слайд 3

«Моя малая родина»

Слайд 6

Почва Удобрения Вода Свет Воздух результат Сопутствующие факторы причина семя Что посеешь, то и пожнешь. От доброго семени – добрый всход. Стараться Делать уроки Много читать Слушать учителя Выполнять дополнительные задания Посадить семена своего желания – это значит помочь другому человеку достичь того же чего ты хочешь ( хочешь хорошо учиться – помогай другим детям тоже получать знания: не мешай на уроках слушать, сам внимательно слушай товарищей, радуйся их успехам) (хочешь быть здоровым – проявляй заботу о здоровье других)

Слайд 7

Как путешествует письмо?

Слайд 9

Мое воображение

Слайд 10

Мое воображение Все что мы видим, все что нас окружает – это результат того что мы создали своим сознанием, своими желаниями, мечтами, поступками, теми семенами, которые заложили когда-то в прошлом. И повлиять на это прямо сейчас уже не можем. Все что остается, это принять мир таким, каков он есть благодаря нам сейчас. Но мы можем создать своими поступками и мыслями свое новое красивое будущее.

Слайд 11

Заключение Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности , развить память и внимание: развить фантазию и воображение. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Слайд 12

Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли э...

Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся ...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные обра...