ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
статья по теме

Гаврилова Елена Петровна

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._moy.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Подготовила

 учитель начальных классов

МКОУ «Покровская СОШ»

Гаврилова Е.П.,

2013 год

   Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.  А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

   Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

   Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

Если говорить о ключевых компетентностях, то они многофункциональны:

- компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни; ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;

- ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны; они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;

- ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;

- ключевые компетентности многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), "ноу-хау", а также здравый смысл.

   Организуя процесс обучения, помогая ребенку приобретать знания в совместно создаваемых условиях, учитель моделирует такую образовательную среду, которая впоследствии самостоятельно воспроизводится учащимся за рамками школьных занятий, поскольку ребёнок научается получать знания и овладевать умениями в любом месте, в любое время, то есть на протяжении всей жизни, начиная с младшего школьного возраста.

   В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо -  и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в

официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Общеучебного  характера 

  1. Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
  2. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
  3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
  4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..

Логического характера

  1. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
  1. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

 Что у них общего? Чем различаются?

  1. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
  2. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
  3. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
  4. Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

На сферу применения 

  1. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в  использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  1. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
  2. Реши кроссворд.
  3. Расскажи по схеме о бабочке.
  1. Название бабочки.
  2. Окрас.
  3. Места обитания.
  4. Чем питается?
  5. Какие растения предпочитает?

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

   Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....