Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
статья на тему

Танаева Татьяна Викторовна

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, представлен небольшой опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.

                                                                                В.А.Сухомлинский

  Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями.

  В число ключевых компетентностей входит информационно-коммуникативная компетенция, которая включает в себя целый ряд умений:

1) умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

2) владение правильным и осознанным чтением вслух и про себя;

3) умение определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;

4) умение строить монологическое высказывание;

5) участие в диалоге;

6)умение обосновывать высказанное суждение;

7) владение первоначальными навыками передачи, поиска, преобразования и хранения информации: использование компьютера, проверка необходимой информации в словарях, каталоге, библиотеке.

  Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

  Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь с первых дней ребенка в школе. Сложился определенный опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности». Вот некоторые извлечения из моего опыта.

  В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда ученик свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения использую следующие виды упражнений:

- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);

- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка правильного и беглого чтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяю различные техники игрового обучения:

«игра в прятки»;

чтение за «диктором»;

синхронное чтение «буксиром»;

«подскажи словечко».

Для поддержания интереса учащихся к чтению и выработки общих учебных умений, необходимые для работы с книгой, использую:

- наглядные пособия;

- демонстрационные картины;

-учебные таблицы;

-иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок;

-книги;

-электронные презентации.

На уроках чтения важную роль отвожу беседа. Чаще всего формой беседы становится дискуссия. В ходе, которой учащиеся обмениваются своими мнениями, впечатлениями.

В результате таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

С целью разнообразия бесед-дискуссий с учетом специфики произведений в уроки включаю элементы словарной работы, приемы инсценирования и устного словесного рисования, проблемно – поисковые вопросы. Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. Он применялся не только на уроках чтения. В ходе словесного рисования дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделялось словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использовались разнообразные приемы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывались перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации, виртуальные встречи с писателями, читательские конференции, устные журналы, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В заключении могу отметить, что положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Они будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению и выбору книг. Но в то же время, в связи с накопившимся методическим опытом работы и требованиями федерального государственного образовательного стандарта назрела необходимость в развитии ключевых умений читательской деятельности. На данный момент меня интересует проблема  общения, умения вести диалог, поэтому планирую работать над речью и культурой общения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.

Одна из форм  работы с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе - акцентное вычитывание. Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, ...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...