Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению (2 класс)

Кириллова Екатерина Борисовна

    Общая задача развития речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, обучению грамоте. Основными условиями успешного развития речи учащихся, являются следующие: потребность общения, или коммуникации; создание речевой среды и речевая активность самого ребенка.  В процессе развития правильной связной речи младших школьников важным условием является и  педагогическая поддержка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.

Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи учащихся. Это обусловлено тем, что  речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей. Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли последовательно, логично, правильно, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Развитие правильной речи – важнейшее условие полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Заложенные в младшем школьном возрасте успехи учащихся в развитии речи обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.

Связная речь представляет собой совокупность объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой смысловое и структурное целое. Усвоение ребенком родного языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Процесс овладения ребенком связной речью происходит постепенно и непосредственно отражает характер мышления ребенка: способность структурировать ситуацию, выделять в ней значимые смысловые компоненты и устанавливать между ними смысловые связи.

Процесс развития правильной речи – явление сложное и многостороннее. Успешное решение задач развития речи детей зависит от многих условий – речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п. Важнейшую роль в развитии речи учащихся играют учителя.

Общая задача развития речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, обучению грамоте. Основными условиями успешного развития речи учащихся, являются следующие: потребность общения, или коммуникации; создание речевой среды и речевая активность самого ребенка.  В процессе развития правильной связной речи младших школьников важным условием является и  педагогическая поддержка, основными тактиками которой являются: «взаимодействие», «защита», «содействие», «помощь».

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, : комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения и прочие. Выбор методов, приемов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока. Вместе с тем он имеет и самостоятельное значение для стимулирования речевой активности школьников. Организуя процесс деятельности учащихся над выполнением учебного задания, не следует допускать его однообразия, надо по возможности разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. Это способствует мотивации деятельности учащихся, возбуждает у них активные мыслительные процессы.

Работа по развитию речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы опирается на следующие принципы и теоретические положения:

— принцип комплексности: развивающее воздействие осуществляется на весь комплекс нарушений речи (грамматический строй речи, лексика, связная речь и пр.), учитывается содержание программы школьного обучения по литературному чтению, комплексное использование учебных и игровых приёмов;

— онтогенетический принцип: учёт последовательности формирования функций, обеспечивающих овладение речью;

— принцип системности: использование системы методов, определяющейся целью и задачами развивающей работы;

— принцип деятельностного подхода: учёт различных видов речевой деятельности, особенностей становления и взаимодействия операций порождения речевых высказываний;

— учёт «зоны ближайшего развития»: постепенное включение трудностей в развивающую работу, усложнение заданий и речевого материала.

Перечисленные принципы, а также  принцип учёта характера и степени выраженности нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, позволяют определить направления и этапы работы по развитию речи у учащихся начальных классов.

На уроках литературного чтения в начальной школе совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Формами организации деятельности учащихся, направленной на развитие их речи на уроках литературного чтения в начальной школе, могут быть:

•        групповая, парная, индивидуальная;

•        проектная, игровая деятельность;

•        совместная и самостоятельная деятельность;

•        урок изучения нового материала;

•        урок обобщения и систематизации знаний;

•        урок повторения;

•        проверка техники чтения и понимания текста.

 Так как у младших школьников недостаточны словарный (активный) запас слов и сформированность грамматического строя речи, недостаточно развита связная выразительная речь, можно использовать цикл упражнений и заданий, подобранных с учетом того, что чем богаче словарь ребенка, навыки словообразования, сформированность грамматического строя речи, тем шире у него возможность выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Такие упражнения и творческие задания, включаемые в ход урока литературного чтения, направлены на  развитие речи учащихся.

I. Упражнения, направленные на развитие словаря и творческого мышления учащихся.

Например:  назови три предмета, которые могут сочетать все признаки:

— яркий, желтый                                — пушистый, зеленый

— прозрачный, голубой                     — сильный, добрый

— звонкий, громкий                          — сладкий, мягкий                                  

— гладкий, черный, тихий                — темный, тяжелый, шумный

— светлый, легкий, блестящий         — белый, мягкий, съедобный.

II. Упражнения, направленные на формирование умения использовать синонимы:

Объясните значение слова. Что общего в значении слов группы?

Рассказ, повествование, история. Лодка, челн. Большой, огромный, громадный.

III. Упражнения, направленные на формирование умения использовать антонимы:

Вставь противоположные по смыслу слова, прочти получившиеся пословицы.

Легко сказать, да  …… доказать. Вперед беги, а …. оглядывайся.

Мягко стелет, да …………спать. Смотрит вдоль, а видит  ….

Тяжело в учении, …. в бою. Вместе тошно, а …… скучно.

В Москве толсто звонят, да …. едят. Ученье – свет, а неученье — …

Старый друг лучше … двух. На смелого собака лает, а …… кусает.

IV. Упражнения, направленные на формирование умения использовать сравнения:

Объясни, что означают следующие сравнения:

— мальчик, как медведь                              — дерево, как богатырь

— учитель, как грозовая туча                      — воздух, как стеклянный

— девушка, как лебедь                                — лед, как камень

— человек, как стена                                   — ноги, как ватные

— машина, как перышко                             — человек, как облако

— трава, как ковер

V. Упражнения, направленные на формирование умения использовать в речи многозначные слова, омонимы и олицетворения:

В каждом предложении замени слово идет другим словом.

Вдаль наша улица идет. Трамвай по улице идет. И дождь на улице идет.

А он пешком себе идет. Упорно к цели он идет. Идет! — о том и речь идет...

Слова для справок: шагает, тянется, моросит, стремится, едет.

VI. Упражнения, направленные на формирование умения использовать эпитеты.

Найди и подчеркни образные выражения

Пришла в лес осень. Она все разрисовала вокруг. Вот золотая березка, а вон огненный клен. Рядом рябина. Она надела красные крупные бусы.

VII. Творческие задания «Сочинитель».

Составь рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Этот предмет может жить где угодно: на кухне, в ванной, в гардеробе. Самое главное, определи его роль в жизни дома и предметы, с которыми он любит дружить.

VIII. Творческие задания по тексту художественного произведения.

VIII. Творческие задания по тексту художественного произведения.

1. Предтекстовые задания:

— Прочитайте заголовок. Предположите, о чем идет речь.

— Если речь идет о…, какие вопросы могут быть освещены в нем?

— Самостоятельно определите цель, которую Вы ставите, читая данный текст.

— Перед вами несколько текстов и заголовков. По данным заголовкам выберите соответствующий текст, аргументируйте строчками из текста.

2. Притекстовые задания:

— Определите проблему, поставленную автором текста. Каким образом автор решает эту проблему? Какие варианты решения предлагаете Вы?

— Докажите, почему текст носит такое название?

— Сравните содержание 1, 2, 3 части текста: что их объединяет?

— Скажите, есть ли в тексте такие утверждения?

3. Послетекстовые задания:

— Дайте другой заголовок к тексту, объясните свой выбор.

— Разбейте текст на части, озаглавьте каждую часть. Изложите кратко в одном предложении содержание каждой части.

— Возьмите интервью у автора, задав вопросы по проблемам текста.

— Дайте рекламу к тексту.

— Найдите в тексте слова, обозначающие детали портрета, предметы одежды, предметы окружающей обстановки, детали пейзажа.

— Составьте таблицу, тематически группируя слова.

— Найдите все слова, характеризующие глагольное действие. Выясните их роль в данном тексте.

— Найдите в тексте слова, имеющие несколько разных значений в данном контексте. Составьте с ними свои предложения на заданную тему.

4. Работа с   текстом.

— Работа с деформированным текстом. Дети читают предложения деформированного текста и распределяют их в такой последовательности, чтобы получился рассказ.

— Прочитать слово и ответить на вопрос; найти в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? что? что делает? где? куда? или какой?

— Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию; дополнить предложение, воспроизведённое взрослым;

— Дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов);

— Повторить прочитанное предложение; найти в тексте ответ на заданный вопрос;

— Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом;

— Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке;

— После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

— После прочтения текста поместить сюжетную картинку на своё место в серии сюжетных картинок;

— После прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок;

— Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок;

— Прочитав изолированные предложения, составить связный текст;

— Составить план прочитанного текста; пересказать прочитанный текст;

— Придумать новое начало прочитанного текста; придумать новый конец прочитанного текста.

Важно учитывать, что эти и иные речевые упражнения на уроках литературного чтения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок, к успеху приведёт лишь систематическая работа по развитию речи.

Текущий контроль за достижениями учащихся 2 класса должен проходить на каждом уроке литературного чтения в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть. Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, освоить грамотную и выразительную связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , \'\'прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...

«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».

Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...