Статья по теме : ''Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения '' .
статья по чтению (3 класс) по теме

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , ''прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе . 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме : “Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся” .

ГОУ школа №476

Учитель : Михайлова Ольга Павловна

     В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Актуальность технологии КМ позволяет формировать и развивать у учащихся УУД.

     Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили собственным практическим опытом. Сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.) Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений.

     Формы урока РКМ ЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Технология критического мышления состоит из трёх стадий:

  1. Стадия вызова.

Задача - пробудить интерес к теме, структурировать процесс обучения, актуализировать имеющиеся знания.

  1. Стадия осмысления.

Задача - получение новой информации собственными знаниями.

  1. Стадия рефлексии.

Задача – целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изученного материала, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация.

      Каждая из стадий предполагает различные приемы: «ключевые слова», «прогноз», «инсерт», и т.д.

      К числу технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя с учеником, относится технология «развитие критического мышления» через чтение и письмо».

      Приём «чтение с остановками», представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозирование дальнейшего развития сюжета.

      Следует заметить , что ни один приём, ни один метод не может быть универсальным для всех случаев педагогической практики.

      Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.

      Во-вторых, учитель должен продумать задание, где в тексте при чтении будут делаться остановки.

      В третьих, готовясь к уроку учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нём нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И ещё раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.

      Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать прием «чтение с остановками»,- это развитие

творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы пробудить учащихся, размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

      Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. А в некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся о чём же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название.

            Примерные вопросы приёма «чтения с остановками»

  1. По названию предположите о чём будет рассказ?
  2. Какие события  могут произойти в описанной обстановке?
  3. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  4. Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?
  5. Какие ожидания ваши подтвердились?
  6. Что было неожиданным?
  7. Как вы думаете, чем закончился рассказ? Как бы вы закончили его?

Рефлексия. Если останется время дети могут сочинить синквейн: (пятистишие) (форма письменной рефлексии)

1-я строка -1 слово (существительное, тема синквейна).

2-я строка - 2 слова (прилагательные, описывающие тему).

3-я строка - 3 слова (глаголы, действия которые производит существительное)

4-я строка – 4 слова (фраза передающая ваше отношение к существительному)

5-я строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Медведь.

Лохматый, косолапый.

Сидит, играет, слушает.

Он любит звук струны.

Музыкант.

  1. Итог

- Выбери и продолжи любое предложение .

  1. На сегодняшнем уроке я узнал …
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Сегодня я сумел…

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики...

Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

  Общая задача развития речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической ...

Статья по теме по теме «Использование технологии критического мышления в начальной школе во внеурочной деятельности

В разработке описано понятие критического мышления и использование данной технологии на занятиях во внеурочной деятельности....

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....

«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».

Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...