Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру

Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся вовлечён в процесс обучения, каждый ученик чувствует свою значимость. Смешанное обучение способствует: -индивидуализации обучения; -снижению утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих группах; -формированию речевых навыков, умения общаться; -развитию умений отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы; -развитию самостоятельности, чувства ответственности за проделанную работу; -осознанному владению теоретическим материалом и умению оперировать им на практике; -развитию коммуникативных  и регулятивных УУД на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса.

Использование технологии смешанного обучения меньше, чем за год позволило повысить познавательный интерес не только к предмету Окружающий мир, но и к другим учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshannoe_obuchenie._usatova_t.f.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.

В основе Стандарта, как известно, лежит системно - деятельностный подход, который, согласно ФГОС НОО, предполагает: «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».  

Требования Стандарта нацелено на подготовку   “Выпускника умеющего, творческого” в соответствии с запросом общества. Программы учебных предметов, Программа формирования универсальных учебных действий  нацелены на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

В рамках Всероссийских проверочных работ, проводимых в конце 4 класса, оценивались предметные и метапредметные результаты  обучения школьников, в том числе уровень сформированности УУД и овладения межпредметными понятиями. Результаты выполнения заданий ВПР показали, что только 40 % четвероклассников демонстрируют

умение на основе данной информации  и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации.

С заданием на умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) справились 20 % выпускников начальной школы. Умения проводить несложные наблюдения в окружающей среде и описывать опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач  продемонстрировали  42% обучающихся в 4-х классах. Результаты выполнения проверочных работ показали необходимость включения в уроки большого количества практико-ориентированных заданий, заданий на развитие логического и алгоритмического мышления, заданий на установление причинно-следственных связей. На уроках необходимо применять различные   виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие; совершенствовать  навыки работы обучающихся со справочной литературой, больше времени уделять  практическим и лабораторным занятиям. Включать в содержание уроков задания по формированию УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение сравнивать,  делать выводы, анализировать; умение ориентироваться по картам; умение описывать, сравнивать, делать выводы  при выполнении простейших  экспериментов. Целесообразно уделять особое внимание формированию действий самоконтроля.

Как научить учиться школьников? Как стимулировать формирование и развитие самостоятельности? Как обхватить всё необъятное на одном уроке?

Моё внимание привлекла технология смешанного обучения. Этот образовательный подход  предполагает  самостоятельный выбор учеником пути, времени, места и темпа обучения.   Технология  смешанного обучения  – это  единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной работы,  в диалоге с товарищем,  в диалоге с учителем.  

Смешанная технология, а именно «Ротация станций» или «Смена рабочих зон» является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

При реализации модели «Ротация станций» класс делится на три группы:1) группа работы с учителем, 2) группа работы онлайн и 3) группа работы в группе (практическая работа). 

Группа с высоким уровнем подготовки обычно начинает с групповой работы. Группа с низким уровнем подготовки с работы в зоне взаимодействия с учителем. «Средняя» группа по подготовленности начинает с работы онлайн.

Структура урока по технологии смешанного обучения, так же как и пространство кабинета организовывается учителем специально.   

1 этап. Вызов. Сегодня на уроке мы будем сотрудничать, открывать с вами новые знания.

Холодная, родниковая. Течет, по́ит, растворяет. Это уникальное вещество на Земле. Что это? (Вода)

На этом этапе использую приёмы «Кластер» «Корзина идей» «Верите ли вы…» Эти приёмы помогают формировать: регулятивные УУД (совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, формирование оценочной самостоятельности учащихся); познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний: - преобразовывать информацию из одной формы в другую);  коммуникативные УУД.

- Начинаем с игры «Верите ли вы…» У каждого на парте лежит таблица. Учитель задаёт вопросы, учащиеся в первой строке ставят «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. Эта строка заполняется в конце урока, при подведении итогов. Таким образом, ребята могут оценивать себя, границы своего знания и незнания. Кроме этого, у ребят появляется интерес к изучению нового.

Игра «Да – нет», например по  теме «Какие бывают водоёмы».

1. Верите ли вы, что озёра бывают только солёными.

2. Верите ли вы, что беззубка и прудовик – природные фильтры воды

3.  Верите ли вы, что цветки рогоза собраны в початки.

4.  Верите ли вы, что если в водоёме нет раков, то вода в водоёме чистая.

5.  Верите ли вы, что камыш используют для изготовления плетёных изделий.

6. Верите ли вы, что рачки-дафнии очищают воду от мути. 

7. Верите ли вы, что водоросли имеют толстую и мощную корневую систему.

8. Верите ли вы, что бобры и ондатры живут в избах.

2 этап – Инструкция. На данном этапе и последующих этапах самостоятельной работы обучающиеся развивают такие регулятивные учебные действия:

-умения планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

-умения контролировать  и оценивать результаты и процесс деятельности;

-умения устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

-умения оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них.Например, для зоны групповой работы.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.

3 этап – Ротация, т. е. последовательная работа каждой группы сначала в 1 зоне, затем в другой и в третьей.

4 этап  – Подведение итогов зоны работы в группе. Ответственный и важный этап.

5 этап – Формирующее оценивание. (Основы ответственности за результат своей деятельности).

В зоне «Онлайн» используются цифровые образовательные ресурсы — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Преимущества онлайн обучения заключается в мгновенной обратной  связи для ученика, контроле достижений учителем, экономии времени и учителя, и ученика на уроке. В зоне онлайн учащемуся предлагается выбор способа освоения новой темы. Это может быть видеоролик, презентация, электронное  приложение к учебнику, интерактивное упражнение. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях - чтобы ученик научился, а не получил отметку. Для работы в зоне онлайн я чаще всего использую материалы платформ  «Учи.ру»,  «Я-класс», «LearningApps,  «Яндекс-учебник», электронное приложение к УМК «Перспектива», учебную платформу «Я-класс».                      

В зоне работы с учителем уделяется больше времени индивидуальной работе с учениками. Изучение нового материала учитель может выстроить в соответствии с уровнем подготовленности группы. Ориентируясь на уровень подготовки группы, учитель организует работу таким образом, чтобы она способствовала не только усвоению учебного материала, но и освоению способа применения полученных знаний и выработке навыков их применения.

Работа в зоне учителя начинаю со «слабой группы».  Использую игровые приёмы, опираюсь на личный опыт,  чтобы заинтересовать обучающихся. При живом общении с детьми активнее стали отвечать те дети, которые предпочитают отмалчиваться на обычных уроках, когда отвечают «сильные» учащиеся. При объяснении нового материала группе с сильной подготовкой, опираюсь на знания и опыт детей, использую материал из дополнительных  источников  повышенной сложности, так как дети уже изучили основные понятия в он-лайн зоне и в зоне групповой работы.

В зоне групповой работы выполняют задание, действуя группой. Задания предлагаются поискового или творческого характера, в зависимости от изучаемой темы (мини-проекты, опыты, исследования, творческий проект).

Вспоминаем правила работы в группе:

Работать должен каждый на общий результат;

Один говорит, другие слушают;

Свое несогласие высказывай вежливо;

Если не понял, переспроси. 

Задания практической работы в группе помогают формировать:

умения работать с информацией:

- анализировать  различные виды информации: текстовую, изобразительную, звуковую в соответствии с учебной задачей;

-использовать схемы, таблицы для представления информации во время защиты работы группы;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

кроме этого необходимы коммуникативные умения:

-участвовать в диалоге и соблюдать правила ведения диалога, а также готовить публичные выступления;

-распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения

Фрагмент урок окружающего мира. 3 класс. Групповая работа. Тема урока «Строение тела человека»

С помощью учебника заполните таблицу. На стр. 28 Рабочей тетради подпишите названия указанных органов. Проверьте себя по учебнику.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

1

Дыхательная

2

Пищеварительная

3

Кровеносная

В «Банке интересных фактов» найдите информацию – интересные факты о строении и работе органов системы.Составьте и подготовьте для выступления небольшой рассказ о том, что вы узнали.

Во время работы в этой зоне формируются умения работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Фрагмент урок окружающего мира в 3 классе

Групповая работаю Тема урока: «Мир животных». Используя материал учебника, карточку - слайд презентации подготовить интересное выступление к телепередаче «В мире животных».

План выступления.

1. Название.

2.Среда обитания.

3. Покровы тела.

4.Способы передвижения.

5.Представители группы.

Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе.

Групповая работа. Тема:  «Органы чувств»

Группа 1. Орган зрения -  глаз

Объект исследования: орган зрения – глаз

Цель исследования: выяснить, что может различать человек с помощью  глаз; показать роль зрения в познании окружающего мира.

1.Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 2-й абзац,с.62, 1-й абзац).Рассмотрите иллюстрацию с. 61 Строение глаза.

2.Проведите следующие опыты и наблюдения, сделайте выводы:  

1).Опишите  любые предметы,  окружающие вас, используя только зрение. Сделайте вывод.

2).Опишите  по памяти внешний вид арбуза.

3.Как нужно беречь зрение? Сформулируйте правила. Запишите кратко на листе.

4.Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов» и подготовьте сообщение.

Фрагмент урока окружающего мира.

Групповая работа. Тема «Водоёмы»

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

  1. Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

  1. Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?
  2. Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

В конце урока при подведении итогов работы ребята проводят защиту проектов, своих творческих работ. Таким образом, формируются личностные универсальные учебные действия:  самостоятельность, личная ответственность за свои поступки, проявляется заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Дети учатся выступать, защищать свои мини-проекты. Метапредметные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Форма групповой работы формирует познавательные УУД (умения использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта).

Обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:

-  проводить по предложенному плану опыт, небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- формулировать выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта;

-использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

-осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

Существуют определённые трудности и риски:

 -Отсутствие или недостаточность материальной базы для обучения как в школе, так и дома.

-Сложности Интернета (сбои). Предусмотрительно приготовить электронные приложения.

-Большая нагрузка на учителя. (Отбор электронного сопровождения, распечатка карточек, продумывание до мелочей содержания этапов урока)

Но положительные моментов смешанного обучения гораздо больше. Смешанное обучение способствует: -индивидуализации обучения; -снижению утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих группах; -формированию речевых навыков, умения общаться; -развитию умений отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы; -развитию самостоятельности, чувства ответственности за проделанную работу; -осознанному владению теоретическим материалом и умению оперировать им на практике; -развитию коммуникативных  и регулятивных УУД на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса.

Использование технологии смешанного обучения меньше, чем за год позволило повысить познавательный интерес не только к предмету Окружающий мир, но и к другим учебным предметам.

Наблюдается увеличение качества знаний с 50 %  до 56%.

Увеличилось количество творческих работ учащихся (проектов, исследований и др.)

Увеличилось количество участников конкурсов и конференций различного уровня.

Мои ученики стали победители и призерами Городского конкурса исследовательских работ «Я – исследователь» для обучающихся 1-4 классов, победителями (дипломы 1 и 3  степени) на конкурсе проектно-исследовательских работ «Эвритошка».

Кроме этого, большинство моих учеников проявляет познавательный интерес к новому, способам решения новых практических задач на курсе «Умники и умницы», побеждают на городской олимпиаде городского образовательного проекта «Мир занимательных наук» (математика), активно участвуют в дистанционном проекте «Экоград», метапредметных олимпиадах.  Считаю, что смешанное обучение, как форма организации образовательного процесса обладает большим ресурсом для решения проблем, с которыми сталкивается современное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе...