Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе
статья

Жукова Елена Алексеевна

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_univers.uchebnyh_deystviy_okr.mir_.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе

Подготовила: Жукова Е. А. 2016/ 2018 учебный год

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Одним из условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, на мой взгляд, является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Формирование  универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам окружающего мира. Применение данной методической системы позволит сформировать у учащихся умение учиться.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Окружающий мир – особенный предмет в учебном плане начальной школы. На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с основными понятиями многих предметов средней и старшей школы: химии, биологии, истории, экономики, физики…

На материале предмета есть возможность использовать различные формы проведения уроков (экскурсии, уроки-прогулки, уроки-путешествия, уроки в музее, уроки-спектакли), использовать различные методы и технологии. И еще, так как многие темы носят ознакомительный характер и не обязательны к оцениванию, то атмосфера урока - ситуация успеха.

Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются формирование:

  • исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
  • практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
  • метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). 

«Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы

организации деятельности учащихся;

педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация

 проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного

обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты,

презентация, проектная деятельность, задания

типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская

 деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение

тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей,

 справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных

 заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной

связи и т.д.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.

Работа над проектами, уроки-исследования, запланированные учителем, позволяют формировать и развивать данные УУД.

При работе над краткосрочным проектом «Родной город (село)» ребята провели сравнительную характеристику города и села, отметили отличительные черты и признаки. Результатом этой работы стал вывод о различном образе жизни горожанина и сельского труженика. При анкетировании дети отметили, что хотя жить на селе сложнее в плане того, что быт менее благоустроен, но многие стремятся уехать именно в сельскую местность, так как там более чистый воздух, меньше опасностей на дорогах и при общении с незнакомыми людьми.

Ребята очень любят творческие задания. При работе над этим же проектом обучающиеся подобрали стихотворения, высказывания известных людей о родном крае, родном городе, выполнили рисунки своих домов, сделали фотографии на тему «Осень в моем городе». При работе над проектом «Что в имени моем?» ученики не только собрали информацию об истории происхождения, значение имен, они составили ребусы своих имен. Все виды УУД были сформированы и отработаны в ходе работы над проектом.

Работа над научным текстом – основное требование к методике проведения урока «Окружающий мир». Разнообразные приемы работы над текстом: выборочное чтение, пересказ отрывка текста, с приведением примеров, чтение с пометками позволяет работать над формированием УУД.

Например, на уроке по теме «Домашние опасности» рассуждают: ковер на полу опасен или не опасен, таблетки - это лекарства или яд?

Регулятивные УУД

Изучение курса «Окружающий мир» способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Познавательные УУД

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

1. Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на картинку. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Постановка проблемы: почему День Победы (9 мая) называют «праздником со слезами на глазах»? Кто слышал слово «фашизм»? Что оно обозначает? Поиск решения проблемы - «горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!»

Предлагать ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке.Часто дети получают задания подготовить сообщение о каком-либо растении, животном, предмете, явлении, используя дополнительный материал из художественной, научной литературы, справочников, энциклопедий, источников Интернета.

Коммуникативные УУД  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнѐра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много.

1. Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.

2. Используя различные источники информации, найди вместе с взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню рождения. Нарисуй его.

Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

  • возрастает объѐм и глубина понимания усваиваемого материала;
  • на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочѐнность класса;
  • ученик более точно оценивает свои возможности;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
  • ответственность, такт и так далее;
  • формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Формирование коммуникативных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

1-й класс

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

2-й класс

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

3-4-й класс

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором».

В конце урока обязательно проводится рефлексия:

  • Было трудно …
  • Я понял …
  • У меня получилось …

Каждый ребѐнок даѐт итоговую оценку своей работы.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
  2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.
  3. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
  4. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г.Москвы в 1998-2006.
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...

Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся ...