ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
учебно-методический материал

Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный» (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Интерактивный метод  означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (компьютер,  пара или группа), ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Одна из таких целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_raboty_mo.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интерактивные  формы работы методического объединения»

Цель: рассмотреть интерактивные формы работы как средство активизации познавательной деятельности членов методического объединения

Практическая значимость: 

-Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов;

-Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности;  

-Выявление уровня  педагогического мастерства , педагогических    способностей и умений;

-Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;

-Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании.

Задачи:

  • раскрыть содержание методики «Мировое кафе» посредством ознакомления с активными и интерактивными методами обучения в начальной школе;
  • показать практическую значимость использования данной технологии, целесообразность её использования в практической деятельности методического объединения.   

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, экран, презентация

Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с опытом работы по  использованию интерактивных методов обучения в методическом объединении учителей начальных классов и получат возможность использовать приобретенные знания, приемы и формы в своей практике.

Ход мастер-класса:

Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! (Выбирайте любой осенний листик и проходите, присаживайтесь)

     Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм.
   Ценность их в том,  что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, формируют положительные отношения между педагогами.
     Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов,  соревнования умов и талантов.

     Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя    методического мероприятия. Его значение в:

-стимулировании интереса и мотивации к самообразованию

-развитии навыков самоанализа и рефлексии своей деятельности

-повышении уровня активности и самостоятельности

-развитии стремления к сотрудничеству

Цель такого обучения: 

-Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов, создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности  

Задачи интерактивного обучения: 

-Подготовка методического обеспечения  для осуществления образовательного процесса

-Выявление уровня  педагогического мастерства , педагогических способностей и умений

-Выявление, изучение , обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов

-Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании

-Координация деятельности ОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития обучающихся

-Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы школы

    Интерактивные методики помогают обеспечить системно-деятельностный подход, являются основной методической инновацией в рамках ФГОС, при которой учебный процесс происходит путем постоянного действия и взаимодействия всех; в ходе этого взаимодействия рождается новое знание. 

   Такие методические, творческие  мастерские открыты у нас при подготовке и проведении предметных недель, методических и педагогических советов, методических дней.  Сегодня мы поговорим об  использовании некоторых форм интерактивной работы в нашей образовательной организации.

   Сейчас прошу вас обменяться своими мыслями, чувствами и ответить на вопрос: «Что вы ждете от  встречи?» (Нужно высказать слово или фразу – ответ на мой вопрос и передать снежинку другому).

Предполагаемые ответы:

- поделиться опытом,

- узнать новое,

- узнать новинки нашей работы,

- пообщаться с коллегами

- поделиться новыми профессиональными впечатлениями

и т.д.

Спасибо! Согласна с Вами, желаю нам активного профессионального общения.     

С одного такого метода «Микрофон» мы начали нашу с вами встречу.

    Для того чтобы заседание МО прошло максимально интересно и полезно, необходимо использовать различные образовательные технологии. Их множество. "Мировое кафе" - одна из них. Эту технологию активно используют не только в обучении, но и в других сферах деятельности, например, в бизнесе. Кстати, именно оттуда она и пришла. Суть методики состоит в том, что важные вопросы обсуждаются в малых группах в непринужденной обстановке. Уникальность технологии в том, что для проведения занятия с ее использованием не нужно специального оборудования, а также возможно организовать обсуждение с большим количеством участников как в помещении, так и на улице.  

     Мы используем технологию "Мировое кафе" в нашей школе   на уроке, на внеклассном мероприятии, и на родительском собрании, на заседании методического объединения и на педсовете при обсуждении и утверждении локальных актов, составлении  плана работы МО, плана работы творческих групп МО, плана работы на каникулах, организации мероприятий в школьном лагере с дневным пребыванием, положения конкурсов, плана проведения  семинара и т. д.

      Сегодня  нас объединила тема «Интерактивные формы работы», мы связаны общей проблемой их применения. Сейчас мы приглашаем  вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту тему. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас, присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» листом ватмана вместо тарелок, ручками, фломастерами и карандашами вместо столовых приборов.                     В нашем кафе три столика, где вы можете занять свои места согласно билетам, выбранных вами при входе. На каждом столе лежит листик разного цвета: жёлтый,  зелёный, коричневый, которые соответствуют вашим билетам.

Уважаемые коллеги! Проходите, занимайте удобное место в нашем импровизированном КАФЕ. Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик.

– Предлагаю вам сначала познакомиться или напомнить, как  вас зовут.

 Игра «Мое имя» со снежинкой поможет создать  комфортную обстановку.

Пожалуйста, называя себя тем именем, которым вас будут называть в группе, передавайте её друг другу букет…Спасибо, продолжаем

    Некоторые из интерактивных методов мы сегодня будем применять при рассмотрении хорошо известной вам темы. А какой вы  скажете сами.

   У меня в руках мяч. Сейчас я буду каждому из вас бросать этот мячик, а вы будете мне его возвращать, отвечая на вопрос:

 Что для вас является основной ценностью жизни?

-дети –семья –родные –мир -работа

  Посмотрите, сколько у  нас получилось мнений.

Скажите, пожалуйста, всего этого нельзя достичь без чего?      (ЗДОРОВЬЯ)

Конечно!

Итак, определите тему нашего сегодняшнего занятия.

-Здоровье.   Да Тема занятия звучит так:

 «Здоровым быть здорово!»

Вашему вниманию был представлен интерактивный метод «Поймай мяч».

Он помогает раскрепостить аудиторию, каждому предоставляется возможность высказать свою точку зрения.

     Теперь  предлагаю вам  продолжить суждение. Здоровье  важно и ценно потому, что…   (поддерживаю все мнения) Да, совершенно верно

Здоровье – это главная ценность в жизни.

    Эта тема волновала людей долгие годы.  И конечно в нашем мире эта тема очень актуальна. Постоянные стрессы, вредные привычки, побуждают людей к тому, что они не могут самореализоваться. У них возникают проблемы с самим собой, проблемы с семьёй и конечно с обществом.  Что очень печально. В школе мы постоянно говорим о здоровом образе жизни, мы учим детей как его сохранить, как беречь своё здоровье, но иногда это не помогает. Может мы делаем что - то не так.

     Я предлагаю вам сейчас подумать и сказать, какие составляющие здорового образа жизни вам известны?  Хозяйки стола помогут вам в этом       1 конверт

Выставляю  на доске в центре слово – ЗОЖ.  Потом выставляю всё, что мне скажут. (Получается кластер).

 например: ЗОЖ - спорт, закаливание, генетика, движение, закаливание, питание, экология

Посмотрите, сколько  составляющих влияет на ЗОЖ. Хозяйки стола назовите : по 2 слова

Выполнить это задание нам помог Интерактивный метод «Кластер» 

Этот метод широко используется учителями начальных классов, мной в частности, на различных этапах урока. Он позволяет систематизировать знания, выстроить их в определённой последовательности. Ребята и коллеги очень любят с ним работать.

   Сейчас я попрошу поработать в паре. Нам предстоит работа в малых группах.

Вам нужно обсудить и выявить факторы жизни, которые больше всего влияют на здоровье человека.

Итак,  кто уже готовы? Назовите Факторы, влияющие на здоровье человека

  Посмотрите на слайде перед вами  Факторы, влияющие на здоровье человека:

(расположите их ниже кластера ) остановимся подробнее на этих факторах: (Конверт 2)

-Генетические (наследственность человека);

-Уровень развития здравоохранения в стране;

-Образ жизни человека;

-Внешняя среда)

Давайте проранжируем эти 4 группы факторов по степени их влияния на здоровье человека и выразим результат в процентах по столикам. Конечно, это будет примерный результат.  (записывают группы все ответы  рядом с карточкой)

Итак,  кто уже готовы?  Пожалуйста, сколько % каждая группа дали

Зачитывает «хозяйка стола» по очереди

-Наследственности?

Например:

1. – 20%;    2. – 30%     3-15%,

-Уровень развития здравоохранения в стране?

-Образ жизни человека?

-Внешняя среда?

Посмотрите, мнения у нас абсолютно разные. Я предлагаю сравнить ваши предположения с данными статистики.

-Генетические (наследственность человека)  - 20%

-Уровень развития здравоохранения в стране -10%

-Образ жизни человека- 50%

-Внешняя среда)-20%

Самый большой % у образа жизни человека и всего 10% у здравоохранения. Нужно надеяться только на себя, на здоровый образ жизни советуют выделять 15%  заработной платы

Итак, продолжаем - интерактивный метод «Метод коллективного чтения» или «Вертушка с заданиями» поможет нам изучить

-Факторы риска здоровья человека

-Способы укрепления здоровья человека)

Вы их записываете, передаёте на другой стол, затем  «хозяйка стола», зачитает получившийся результат…

Выступает 1 человек «хозяйка стола»    Молодцы! Спасибо!

ЗДОРОВЬЕ

Продолжаем (3 конверт)

Вашему вниманию будет представлен интерактивный метод «Алфавит».

-Уважаемые коллеги, перед вами слово ЗДОРОВЬЕ. ( Расположите его справа)

-Ваша задача, к каждой букве этого слова подобрать одно более ёмкое слово, которое бы в себе несло тот фактор, который влияет на сохранение здоровья человека.

Вы записываете, 1 слово к каждой букве, передаёте на другой стол, затем  «хозяйка стола», которая отвечать за всю группу, зачитает получившийся результат…

-З- (закаливание, зарядка, задор)

-Д-(движение)

-(особое питание,)

-Р-(радость, режим)

-О-( образ жизни, отпуск

-(воздух, веселье)

-Ь-

-(еда)

«хозяйка стола», зачитает получившийся результат…

Продолжаем  групповую форму работы.

    Сейчас ваша задача собрать пословицы, соотнести их с темой на карточке. (4 конверт, в нем  пословицы, разрезанные на 2 части).

Ваша задача найти и соединить пословицы по вашей теме. Пословицы все перепутаны, вы можете обращаться к коллегам за соседними столиками  и искать то, что вам подходит, у них.

На карточке в конверте написаны темы пословиц вашей группы.

1 карточка-сон

2карточка-еда

3 карточка- вредные привычки

(Подсказка: карточки одной темы – одного цвета) разместите их на ватмане по своему усмотрению  

   Вашему вниманию представлен интерактивный метод «С миру по нитке». Который способствует активному включению каждого участника в процесс обсуждения. Обучению навыкам успешного общения.

 Итак. Вы завершили с пословицами. Что у вас получилось?

(зачитывают свои пословицы 1человек «хозяйка стола»)

Сон:

-Выспался, будто вновь родился.

-Выспишься – помолодеешь.

-От хорошего сна молодеешь.

-Сон - лучшее лекарство.

-Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.

Еда:

-От сладкой еды жди беды.

-Кто не умерен в еде – враг себе.

-У кого живот, тот много жуёт.

-Здоров на еду, да хил на работу.

-Обжора, что хороший жернов: что ни кинь, — все смелет.

Вредные привычки:

-Закуривший не мужает, а увядает.

-Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

-Вино веселит, да от вина же и голова болит

-От вина да табака — ни прибыли, ни чести.

-От кого табачищем несет, тот себя не бережет.

А сейчас я предлагаю каждому задуматься над вопросом.

Веду ли я здоровый образ жизни?

Я вам предлагаю подумать и опустить листик билет в шкатулку с карточками

Нет   Да   Мне всё равно   Затрудняюсь ответить

Хозяйки стола  подходят к группам . Я предлагаю пообщаться между собой и обсудить, почему вы пришли к такому мнению?

Интерактивный метод «Четыре угла» позволяет эмоционально настроиться, провести занятие в ситуации успеха. С него можно было начать нашу встречу, распределиться на группы по интересом и тд…

«Имитационная игра» «НАЙДИ ПАРУ» продолжаем

    Предлагаю Вам поиграть в эту игру«НАЙДИ ПАРУ». На маленьких  карточках синего цвета – название метода, на больших  карточках синего цвета – краткая его характеристика. Выбирайте по одной карточке. Обладатели маленьких карточек синего цвета ищут «свою пару». У кого большие карточки  не подсказывают. Определились? Начинаем озвучивать результаты.

Теперь называем метод, показываем на свою пару, второй участник зачитывает его краткую характеристику.

Если правильно аплодируем, ошибка – корректируем.

Молодцы! Спасибо!

    «Синквейн»

В завершении нашей встречи предлагаю нам составить синквейн.

Подберите два прилагательных к слову Здоровье. Какое оно?

Подберите 3 глагола.   Что нужно делать?

Составьте фразу и напишите её в центре листа. «Хозяйки стола» Зачитайте свои фразы!

Здоровым быть здорово!

Рефлексия  А в качестве рефлексии я предлагаю вам смоделировать технологию «Сиквейн» на тему:

Ах как прекрасно эти методы знать! Используем карточку жёлтого цвета, можно работать в паре

Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
(пример)

  • Методы интерактивные
  • Просто необходимые
  • Я хочу их применять и всем коллегам рассказать
  • Я не зря здесь побывала
  • Много нового узнала!

Зачитайте свои результаты Спасибо

   Итог занятия

А вот интерактивный метод «Чемодан» поможет

каждому  посетителю кафе по очереди рассказать, какие знания он возьмёт в дорогу или опишет свои ощущения от мероприятия или общения. (помощь на слайде)

     Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность. Но даже такие несложные интерактивные методы  позволяют заинтересовать коллег, детей  и формируют потребность в новых открытиях.

     Все рассмотренные интерактивные формы  достаточно эффективны. Таким образом, применение интерактивных  форм позволяет:

-Создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов

-Развить умения  работать в коллективе, плодотворно сотрудничая друг с другом

- Активизировать деятельность педагогов на семинарах, педагогических советах

 -Повысить педагогическую компетентность педагогов

-Заинтересовать педагогов в профессиональных конкурсах

    Заключение: Повышение профессиональной компетентности педагогов,  в  результате использования интерактивных форм методической работы по освоению инновационных  технологий, позволяет выйти на такие результаты:

-Рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы

-Рост педагогической  компетентности педагогов, повышение уровня их квалификации

-Улучшение психологического микроклимата в коллективе

   Я желаю вам мира и здоровья! Спасибо за работу.

Приложение

Основные методы и приемы

 Микрофон – высказывание на определенную тему, передача «предмета» участникам беседы.

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме,  коллективный  поиск нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, таблицы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые или интерактивные  игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод кейсов (анализ конкретных ситуаций) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
  • Метод синектики - в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов», соединение воедино различных, очевидно не совместимых элементов, использование аналогии, в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач.
  • Интерактивная доска: активная и электромагнитная Главная цель интерактивной доски – демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.

Выделяют несколько видов досок:

- Активная – которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.

 - Электромагнитная, работающая с помощью специальных маркеров. Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования – это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами. С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.

  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • Метод карусели- ученики делятся на две группы. Одна группа становится в круг, называемый внутренним, вторая - во внешний круг. Ученики стоят лицом к лицу. Учитель задает тему для обсуждения и ставит условия для каждой группы. К примеру, внешний круг должен найти аргументы, чтобы подтвердить высказывание, внутренний – наоборот, опровергнуть его. Каждые 30 секунд – 2 минуты учитель дает команду, по которой внешний круг сдвигается на одного человека в сторону. Пары меняются, каждый участник имеет возможность поделиться с новым партнером своими мыслями.
  • Интерактивная игра – групповая ситуация, организованное и  направляемое учителем по определенному сюжету, есть персонажи – участники процесса, есть элемент соревнования.
  • Социокультурные технологии или тренинги (работа в парах и групповая работа, ресурсный круг).

 Метод модерации»  - этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие  сроки  конкретных  реализуемых  предложений,  нацеленных  на решение проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...