Программа наставничества над молодым специалистом
рабочая программа

Примак Виктория Викторовна

Программа наставничества над молодым специалистом включает в себя пояснительную записку и план работы по организации наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_2023-2024.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа наставничества над молодым специалистом

на 2023-2024 учебный год

                             Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: ________________________________________

Специальность:  __________________________________________

Место работы:  ___________________________________________

Педагогический стаж: _____________________________________

Квалификационная категория: ______________________________

                           Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: ______________________________________

Специальность:  ___________________________________________

Место работы:  ____________________________________________

Стаж работы:  _____________________________________________

Квалификационная категория: _______________________________

                                           Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (проводится в начале учебного года).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

   Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

                         

План работы по организации наставничества.

План наставничества за I четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Сентябрь- октябрь

1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

07.09.2023

Проведён инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

04.09.2023

Проведён инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы.    

04.09.2023-11.09.2023

Практическое занятие.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

13.09.2023

Выбрана тема: «Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»

5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя»

16.10.2023

Выявлены затруднения в работе.

6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

09.10.2023-

20.10.2023

Обмен опытом.

7.Проектирование содержания родительского собрания.

16.10.2023

Практическое занятие.

8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти.

23.10.2023

Практическое занятие.

План наставничества за II четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Ноябрь-декабрь

1. Профессиональная этика педагога.

07.11.2023

Беседа с молодым специалистом.

2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

13.11.2023  20.11.2023

Практическое занятие. Анализ урока.

3. «Современный урок: структура и конструирование».

01.12.2023

Консультация – практикум.

4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

В течение четверти

Практическое занятие.

5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

11.12.2023-15.12.2023

Практикум. Анализ урока.

6.Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

В течении четверти

Консультация-практикум.

7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

20.12.2023

Консультация-практикум.

8.Тренинг «Учусь строить отношения»

25.12. 2023

Тренинг. Анализ педагогических ситуаций.

                                   

План наставничества за III четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Январь-март

1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

22.01.2024

Собеседование

2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

05.02.2024

Самоанализ одного из своих уроков.

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

13.02.2024

Собеседование. Консультация.

4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

26.02.2024

01.03. 2024

Выявление затруднений. Консультация.

5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

05.03.2024

Практическое занятие

6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

12.03.2024

Практическое занятие

7. Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса.

15.03.2024

Собеседование

8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций»

18.03.2024

Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций.

9.Методика проведения внеклассного мероприятия.

19.03.2024

Консультация-практикум.

                                   

План наставничества за IV четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Апрель-май

1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

05.04.2024

Собеседование, консультация.

2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

15.04.2024

Анкетирование. Выявление затруднений.

3. Выступление по теме самообразования на МО

по плану работы МО

Анализ своей работы по теме самообразования

4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2024

Практическое занятие.

5. Подготовка отчета по воспитательной работе, анализа работы учителя за год.

 Май 2024

Изучение КИМ.

6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

20.05.2024

Анкетирование, оценивание.

7.Правила заполнения «Личного дела учащегося»

23.05.2024

Консультация-практикум.

5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

24.05.2024

Рейтинговая оценка

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы  учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе».

ГБОУ ЦО №1490 СВОУО   Рабочая программапо обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе»....

Программа работы с молодым специалистом

Создание условий для самореализации, для преобретения молодыми специалистами необходимых практических навыков, которые необходимы для их педагогической деятельности....

Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учите...

Индивидуальная программа работы с молодыми специалистами «Наставничество»

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельност...

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:вхождение в профессиональное образовательное пространство;профессиональное самоопределение;творческая самореал...

Примерная программа наставничества над молодым педагогом.

Программа наставничества над молодым педагогом (основные положения)...

Методическая работа по наставничеству с молодыми специалистами

Педагогическое наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогом, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со спец...