Из опыта работы по наставничеству над молодыми специалистами.
статья

Николаева Галина Николаевна

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Всё кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. Для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.

Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги.

В 2016-2017 учебном году  по приказу   директора школы я назначена наставником молодого специалиста, учителя  начальных классов Лаврентьевой Ольги Николаевны.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Ольгой Николаевной  учебных занятий и внеклассных мероприятий. Словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • подбор  комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность учителю справиться с возникающими трудностями, необходимо  представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться начинающий учитель  в своей работе.

Выявление проблем  непосредственно Ольги Николаевны   проведено путем беседы,  тестирования и анкетирования  по трем направлениям:

1)планирование работы;

2)организация деятельности учителя;

3)контроль и оценивание деятельности   обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков Ольги Николаевны).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом  и, посетив  уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

-отсутствие  навыков составления рабочих программ, которые обеспечивают достижение планируемых результатов в  освоении основной образовательной программы;

-недостаток практических навыков в составлении технологических карт к урокам и неэффективное использование времени на уроках;

 -сложность приспособления к нормам и принципам оценивания  письменных и устных ответов обучающихся.

С   целью грамотного составления рабочих программ  совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам УМК «Школа России», даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении данного документа. Упор в процессе работы делался:  

  • на соблюдение требований к рабочей программе;
  • на определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета;
  • на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Задача данной работы- донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором   определяются наиболее оптимальные и эффективные   содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса обучающихся определенного класса.  

С целью решения  проблемы проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС, были  проведены консультации, для ознакомления молодого специалиста с особенностями современного урока. Внимание начинающего педагога было обращено на то, что с точки зрения современной педагогики учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса.

Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  • Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками темы урока
  • Актуализация учениками своих знаний
  • Поиск решения проблемы учениками
  • Выражение решения
  • Применение знаний учениками

Существует еще одна проблема - работа с родителями учащихся. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной. Для решения данной проблемы мы с Ольгой Николаевной взяли следующие правила:

1) сотрудничайте с родителями всегда и везде. Если вы встретите родителя вашего ученика в магазине, поговорите о лучших качествах ученика и как вы вместе смогли бы их развить;

2) пусть они «слышат» вас, а вы «слышите» их. Не говорите понапрасну, только существенное, самое интересное и актуальное;

3) не позволяйте родителям разговаривать и вести с вами панибратски и указывать на то, как вам делать свою работу, например, какие ставить оценки. В первый год моей работы (а я работала не по специальности, а в начальных классах) некоторые мамы учеников звонили, приходили всякий раз, как их ребенок получал двойку и тройку, и хотели, чтобы я немедленно исправила оценку;

4) всё время (особенно во время родительских собраний)   хвалите их, ведь именно похвала рождает желание помогать друг другу, работать бок о бок.

  Если в самом начале и в конце родительского собрания похвалить совместную работу родителей и учеников, то и отношение к учителю становится намного лучше.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Ольги Николаевны  сформировался свой стиль ведения уроков, а к концу учебного года - проведения внеклассных мероприятий,  и родительских собраний.

  Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности,  деятельностные  и организаторские возможности.

  • В 2018 и в 2019 году Ольга Николаевна стала лауреатом в городском конкурсе профессионального мастерства молодых педагогических работников «Прорыв»,
  • успешно участвовала в городском  методическом фестивале  уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов по экологическому образованию и воспитанию младших школьников;
  • также в  приняла участие в республиканском педагогическом конкурсе разработок мероприятий внеурочной деятельности «Новые идеи»;
  • в  2019 году получила 1 квалификационную категорию;
  • благодарственное письмо от  АУ «ЦМИРО» города Чебоксары за качественную подготовку обучающихся к муниципальному конкурсу младших школьников «Всезнайка» в 2016-2017 уч. Году;
  • городская читательская акция для детей и подростков «Лето книжного детства»;
  • участник республиканского семинара «Развитие интеллектуальных способностей детей посредством шахматных уроков» открытое внеклассное занятие «В королевстве шахматных фигур»;
  • Авторские разработки уроков «Тайна воды», « Космическое путешествие» «Уроки мудрой совы, или поющие буквы» ;
  • Авторская разработка методики рефлексии;
  • Работа с обучающимися с ОВЗ.  Разработка учебной рабочей программы с обучающимися с ТНР вариант 5.2.

Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе. (Франсуа де Ларошфуко)

Хочется отметить не только работу с наставляемым, но и перечислить и преимущества работы наставника:

  • наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности (Молодежь- вдохновитель моих идей);
  • ощутить свой вклад в систему профессиональной адаптации  коллеги;
  • это стимул к самосовершенствованию;
  • расширение своего арсенала современных» навыков и умений, осваивание современных технологии обучения, стилей профессиональной деятельности, общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным.

Притча о наставнике.

 Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал: - Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя. - Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось? - Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с молодым специалистом.

В разделе  представлен план деятельности наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодого специалиста....

План работы наставника с молодым специалистом

Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами - планы работы с молодым специалистом за последние 3 года....

«План работы с молодым специалистом, в качестве передачи профессионального опыта.»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.ЗАДАЧИ:оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации ...

План работы наставника с молодым специалистом

План работы наставника с молодым специалистом...

План работы наставника с молодым специалистом.

План работы учителя-наставника с молодым специалистом, воспитателем ГПД....

Мой опыт работы наставника с молодым специалистом

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога....

Перспективный план работы наставника с молодым специалистом

Перспективный план работы наставника с молодым специалистом...