Доклад на тему "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал

Панова Светлана Анатольевна

Согласитесь, перед каждым педагогом встаёт вопрос, как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.

Как преподавать предмет?

Безусловно, помогает в работе использование и возможности различных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему  «Применение  инновационных технологии  на уроках в начальной школе».

Согласитесь, перед каждым педагогом встаёт вопрос, как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.

Как преподавать предмет?

Безусловно, помогает в работе использование и возможности различных технологий.

За годы работы у меня накопился определенный опыт.

Уже несколько лет использую в обучении элементы методики критического мышления. Эта методика таит в себе столько интересных стратегий и методов, что при использовании их уроки проходят успешно, эффективно, на творческом уровне. Еще одним помощником является кластер. В процессе работы с кластером можно выявить больше информации по теме,  поэтому эта работа очень интересна и полезна.

Мои ученики составляют кластеры, работая, в парах. Работа в парах – очень эффективный прием обучения. Она дает возможность обмениваться мыслями быстро, побуждает учеников работать над текстом и оформлять свои мысли с помощью товарищей. Я замечаю, что после подобной работы, такие дети обретают уверенность, выступая в большой группе

Мне нравится при обучении русскому языку  использовать алгоритмы, они способствуют  повышению эффективности усвоения знаний. Алгоритмы применяю при выполнении заданий, предложенных в учебниках русского языка, типа: определить правильность выбора буквы, вставить пропущенные буквы, объяснить различия в написании и другие. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и  облегчает усвоение орфограмм. И этот метод дает хорошие результаты. По итогам изучения определенных тем по орфографии дети сами составляют алгоритмы, красочно их оформляют.

Дети испытывают растерянность перед большим объемом учебной информации, поэтому я применяю в работе ментальные карты. Ментальная карта – это особый способ систематизации знаний при помощи особых схем. Ментальные карты – прекрасные помощники школьнику в подготовке по устным предметам, они помогают выучить и закрепить материал из длинных текстов. Использование данной технологии способствует развитию логического мышления, формированию прочных ЗУН, и, конечно, развитию креативного мышления. Оформляя свои работы, учащиеся  проявляют индивидуальные творческие способности.

На уроках и внеурочной деятельности применяю   метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности детей активизировать их творческую деятельность.

           С учащимися   создали проект  «Моя любимая сказка» каждый из них сочинил  сказку, красочно оформил, сделал  иллюстрации. Приветствовались рукописные работы. Конечно была  презентация проекта, на которой ребята рассказывали, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивали свои работы, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Сказки объединили в электронную книгу, сделанную по шаблону в PowerPoint.

Применяя метод проектов, учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. В качестве домашнего задания учащимся предлагаю мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину, тесты  и др. Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.

Использую в работе Смешанное обучение - это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения.

   Для работы в зоне онлайн я использую материалы платформы  «Яндекс     учебник»,  сервиса  LearningApps, Учи.ру . Ребята работают в электронном дневнике . Не надо искать в Интернете тренажёры, задания , всё есть .

Смешанное обучение способствует индивидуализации обучения за счет работы учащихся в индивидуальном темпе в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Это позволяет уделить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении.

Я  по-разному  применяю  компьютер  в  работе:  на  уроках,  на  факультативных  занятиях,  во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при  объяснении  нового  материала,  закреплении,  повторении,  контроле  знаний,  умений  и навыков.  

Использование ИКТ позволяет  мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).

Обеспечивает наглядность. При  объяснении  нового  материала  на  уроке использую  иллюстрации,  фотографии,  портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии.

Использую  большое количество дидактического материала. Для  заболевших  учащихся  дидактические  материалы  использую  дистанционно: рассылаю на электронную почту ученикам, в электронный дневник или в группу. ИКТ повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

На данный момент в моей методической копилке есть презентации, видеоролики  к урокам . Естественно на уроках мы работаем в сети Интернет.

          

Для развитию познавательной активности провожу  нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом, такие уроки, как:урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Согласитесь, ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “фишкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке. Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к урок.

         Нужна ли игра на уроках?

 Да! Всем в ходящим в класс хорошо известно, что на предложение - «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса современной школы. Провожу  факультативные занятия. Факультатив позволяет расширить познавательные интересы учащихся, совершенствовать речь, углубленно изучать предмет. Особое место отвожу индивидуальной работе с одаренными сильными детьми, которые требуют усилий, внимание, знаний.

Безусловно, урок должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Дети учатся ценить, любить, уважать родной язык. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.

        Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)

На сегодняшний день невозможна работа педагога без использования инновационных технологий; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса....

Доклад «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Главной целью инновационных  технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире....