Технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовательной деятельности Руководитель: преподаватель Ахромеева Светлана Леонидовна
статья

Технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовательной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для организации школьного методического объединения учителей начальных классов рекомендуется следующее:

1. Определить цели и задачи объединения. Они могут включать в себя обмен опытом, разработку и апробацию новых методик и технологий обучения, анализ результатов обучения учащихся и т.д.

2. Составить план работы на учебный год, включающий в себя темы заседаний, планы проведения мастер-классов, семинаров и других мероприятий.

3. Определить формы работы объединения: заседания, мастер-классы, семинары, конференции и т.д.

4. Определить ответственных за организацию работы объединения и распределить обязанности между участниками.

5. Проводить регулярные заседания с обсуждением текущих вопросов обучения и воспитания в начальной школе.

6. Поддерживать постоянный контакт с другими методическими объединениями, обмениваться опытом и информацией.

7. Проводить анализ результатов работы объединения и корректировать планы деятельности в соответствии с полученными результатами.

8. Поощрять активное участие учителей начальных классов в работе объединения и стимулировать развитие их профессиональных компетенций.

9. Содействовать повышению квалификации учителей начальных классов через участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации и других мероприятиях.

10. Внедрять инновационные методики и технологии обучения, а также современные образовательные программы в работу учителей начальных классов.



Предварительный просмотр:

Технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовательной деятельности

Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала младших школьников. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Классификация технологий обучения по Селевко Г.К.:

1.       по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));

2.       по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)

по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);

3.       по научной концепции;

4.       по организационным формам:

-         классно-урочные;

-         альтернативные;

-         академически-клубные;

-         индивидуальные;

-         групповые;

-         дифференцированное обучение.

5.       по типу управления познавательной деятельностью:

-         классическо-лекционный;

-         обучение с помощью ТСО;

-         система «консультант»;

-         обучение по книге;

-         система «малых групп»;

-         компьютерное обучение;

-         система «репетитор»;

-         программированное управление.

6.       по подходу к обучаемому:

-         авторитарные;

-         личностно-ориентированные;

-         гуманно-личностные;

-         дидакто-социо-антропо-педоцентрические;

-         технологии сотрудничества;

-         свободного воспитания;

-         эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие).

7.       по преобладающему методу:

-         догматические (репродуктивные);

-         объяснительно-иллюстративные;

-         развивающее обучение;

-         проблемные поисковые;

-         творческие;

-         программированное обучение;

-         саморазвивающее обучение;

-         игровые [28, с. 10].

Истинные новации в области педагогики - редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:

Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (Яцявичене П., Прокопенко И., Вазина К. и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков

теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Тарасов Л.) и «Диалог культур» (Библер В., Курганов С.) - на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культурологизации и интеграции.

Технологии дифференцированного обучения (Гузик Н., Фирсов В., Первин И. и др.) и связанные с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Занков Л., Эльконин Д., Давыдов В.), индивидуальный опыт личности (Якиманская И.), творческие потребности (Альтшуллер Г., Волков И., Иванов И.), потребности самосовершенствования (Селевко Т.). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - Кушнир А., саморазвития - Монтессори М.); их основная идея - в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям [6, C. 270-271].

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (Дьяченко В., Соколов А., Ривин А., Суртаева Н. и др.) - обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест младших школьников и используемые при этом средства обучения.

Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (Границкая А., Унт И., Шадриков В.); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся младших классов - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.), компьютерные (новые информационные) технологии (Роберт И. и др.). Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (Зайцев В.Н.) - основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта - недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Штейнер Р.), технология свободного труда (Френе С.), технология вероятностного образования (Лобок А.), технология мастерских (Коллен П., Окунев А.) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность младших школьников. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей педагогики (Ямбург Е., Бройде Б.), школа самоопределения (Тубельский А.), «Русская школа» (Гончаров И., Погодина Л.), школа-парк (Балабан М.), агрошкола (Католиков А.) [16].

Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся начальной школы, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.

Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная функция учителя начальных классов (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.

Парацентрическую технологию Суртаевой Н.Н., с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных [17].

 



Предварительный просмотр:

Технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовательной деятельности

Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала младших школьников. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Классификация технологий обучения по Селевко Г.К.:

1.       по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));

2.       по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)

по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);

3.       по научной концепции;

4.       по организационным формам:

-         классно-урочные;

-         альтернативные;

-         академически-клубные;

-         индивидуальные;

-         групповые;

-         дифференцированное обучение.

5.       по типу управления познавательной деятельностью:

-         классическо-лекционный;

-         обучение с помощью ТСО;

-         система «консультант»;

-         обучение по книге;

-         система «малых групп»;

-         компьютерное обучение;

-         система «репетитор»;

-         программированное управление.

6.       по подходу к обучаемому:

-         авторитарные;

-         личностно-ориентированные;

-         гуманно-личностные;

-         дидакто-социо-антропо-педоцентрические;

-         технологии сотрудничества;

-         свободного воспитания;

-         эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие).

7.       по преобладающему методу:

-         догматические (репродуктивные);

-         объяснительно-иллюстративные;

-         развивающее обучение;

-         проблемные поисковые;

-         творческие;

-         программированное обучение;

-         саморазвивающее обучение;

-         игровые [28, с. 10].

Истинные новации в области педагогики - редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:

Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (Яцявичене П., Прокопенко И., Вазина К. и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков

теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Тарасов Л.) и «Диалог культур» (Библер В., Курганов С.) - на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культурологизации и интеграции.

Технологии дифференцированного обучения (Гузик Н., Фирсов В., Первин И. и др.) и связанные с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Занков Л., Эльконин Д., Давыдов В.), индивидуальный опыт личности (Якиманская И.), творческие потребности (Альтшуллер Г., Волков И., Иванов И.), потребности самосовершенствования (Селевко Т.). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - Кушнир А., саморазвития - Монтессори М.); их основная идея - в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям [6, C. 270-271].

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (Дьяченко В., Соколов А., Ривин А., Суртаева Н. и др.) - обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест младших школьников и используемые при этом средства обучения.

Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (Границкая А., Унт И., Шадриков В.); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся младших классов - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.), компьютерные (новые информационные) технологии (Роберт И. и др.). Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (Зайцев В.Н.) - основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта - недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Штейнер Р.), технология свободного труда (Френе С.), технология вероятностного образования (Лобок А.), технология мастерских (Коллен П., Окунев А.) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность младших школьников. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей педагогики (Ямбург Е., Бройде Б.), школа самоопределения (Тубельский А.), «Русская школа» (Гончаров И., Погодина Л.), школа-парк (Балабан М.), агрошкола (Католиков А.) [16].

Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся начальной школы, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.

Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная функция учителя начальных классов (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.

Парацентрическую технологию Суртаевой Н.Н., с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных [17].