Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
консультация (1 класс)

Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-за недостаточности произвольного и непроизвольного запоминания, преобладании механического запоминания над осмысленным, нарушения процессов сохранения, при отсроченном и моментальном воспроизведении наблюдаются привнесения, замещения и искажения материала. Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более выражены отклонения в развитии других психических процессов (ощущение, память, восприятие, внимание, мышление). Одним из методов развития памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений с учетом их особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eydetika.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-за недостаточности произвольного и непроизвольного запоминания, преобладании механического запоминания над осмысленным, нарушения процессов сохранения, при отсроченном и моментальном воспроизведении наблюдаются привнесения, замещения и искажения материала. Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более выражены отклонения в развитии других психических процессов (ощущение, память, восприятие, внимание, мышление). Одним из методов развития памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений с учетом их особенностей.

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи —
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Тема: «Эйдетика как метод  развития образной памяти  школьников»

  1. Введение в тему

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

 «Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

     Начать я решила с теста. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

уровень

Не вижу

0

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

2

Устойчивый черно-белый образ

3

Устойчивый цветной образ

4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

5

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

6

Оцените теперь, какой уровень развития образной памяти у вас преобладает?

        Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

Эйдетизм – разновидность образной памяти  - это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш. 

  1. Метод эйдетики - способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и  легко  воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа:)  «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции -  в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд)  Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь  Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры,  позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д.   Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно  разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Ребята – ребята решают ребус

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Женщина - варит щи

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг друг-друга

Гореть – горе гореть!

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Соловей - соловей поет соло

Ужин – ужи на ужин?

Комната – живёт Ната

3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

           

      4. Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

 (Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической  (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

 Урок математики. 

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

А два на что?

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е.  2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

Русский язык

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

4. Выводы

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили  и аплодируйте себе!!!

Литература.

Что почитать по эйдетике❓

🧠 Эйдетика - это методика развития мышления и памяти. Изучение мозга позволило психологам и педагогам понять, как работает человеческое воображение и память. Методики эйдетики помогают детям и взрослым развивать мышление, больше запоминать, придумывать эффективные решения.

💡 Что почитать, чтобы лучше разобраться в эйдетике❓

🔹 И. Матюгинг «Школа эйдетики» 1 и 2 части

Игорь Матюгин - доктор педагогических наук, профессор Российской Академии Энциклопедий, основатель «Школы эйдетики». Книги вводят читателя в основы эйдетики, показывают эффективность и перспективы методики.

🔹 И. Матюгин «Как развить внимание и память вашего ребенка»

Книга учит, как правильно заниматься со ребенком, повышая его концентрацию внимания. Автор дает практические методики, полезные советы и интересные упражнения.

🔹 М. Зденек «Развитие правого полушария»

Автор описывает, как работает правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление. Из книги вы узнаете из 67 упражнений для развития мозга.

🔹 Т. Никитина «Как развивать память у детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

Правила для родителей, которые помогут развивать интерес и желание учиться....

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Эффективные приемы запоминания графического образа букв при обучении письму.

В данной методической разработке предложены простые приемы, отраженные в стихотворной форме для быстрого запоминания последовательности в записи элементов заглавных букв.Игровые приемы в виде полезных...

Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка

В этой статье речь пойдет об игре. Игра – это территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением. Почему...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...