Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога
материал

Опыт работы учителя-дефектолога, представленный на РМО учителей-дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_ikt_v_rabote_defektologa.docx20.79 КБ
Файл doklad_ikt.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога на

коррекционно-развивающих занятиях в начальной школе

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд1. В последние годы отмечается увеличение количества детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии.

Слайд2. Применение информационных технологий в преподавании коррекционных занятий способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к занятиям, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья это особенно важно.

У детей с нарушенным интеллектом более сохранным остается зрительное восприятие, поэтому на занятиях для лучшего усвоения знаний необходимо использовать яркий наглядный материал. И тут часто возникает проблема – где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? В таких случаях спасают информационно-коммуникативные технологии.

Слайд3. Занятия с использованием ИКТ провожу как на индивидуальных занятиях, так и на групповых с соблюдением СанПиНов: использование компьютера не более 10-15 минут на занятии и не более 1 раза в неделю. Помимо того, обязательным является включение в занятия игр и упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения (например, поиск взглядом приклеенных на стенах кабинета бабочек)

В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Принтер
  • Телевизор

Когда нам нужна интерактивная доска, то занятия я провожу в Точке роста. Использование доски – частое явление на моих занятиях с детьми.

Сейчас на экране вы увидите, как дети используют различные информационные технологии на занятиях.

Слайд4. Использование интерактивной доски в первой части занятия – разминке. Девочке нужно соединить точки и получить фигуру. Данное упражнение направлено на развитие зрительного восприятия, а именно целостности восприятия и графо-моторных функций.

Слайд5. Также интерактивная доска может применяться в основной части занятия – в данном случае это активизация и закрепление пройденного предметного материала. Развитие математических операций.

Компьютер также используется в разных частях занятия.

Слайд6. Например, здесь девочке необходимо осуществить классификацию предметов на две группы – игрушки и посуда. Упражнение направлено на развитие мышления, мыслительной операции – классификации.

Слайд7. На слайде вы видите игру на развитие зрительного восприятия и внимания. Девочке нужно найти по силуэту нужный предмет.

Слайд8. На данном занятие мы закрепляли знания о гласных и согласных буквах и звуках, а также актуализировали знания о разных видах птиц.

Слайд9. Здесь с первоклассником мы закрепляли знания о пройденных буквах и звуках. Каждый вагончик имеет свою букву. Мальчику нужно заполнить вагон предметом, название которого начинается на эту букву. Данная игра также подходит для формирования звукового анализа.

Слайд10. Телевизор использую для просмотра детьми развивающих роликов, проведения разминок и динамических пауз на занятии.

На первой фотографии вы видите проведение динамической паузы. Детям включается видеоролик с мульт-зарядкой, и они с удовольствием ее повторяют. К тому же такая зарядка повышает эмоциональный фон обучающихся и дает положительный настрой на оставшуюся часть занятия.

На второй фотографии плохо видно происходящее на экране телевизора. Но на том занятие мы разучивали дни недели по развивающему ролику, их название, последовательность и нумерацию.

К сожалению, удалось вам показать лишь некоторую часть работы с использованием информационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в начальной школе.

Слайд11. Хотелось бы еще отметить, что на занятиях использую работу с презентациями, как авторскими, так и заимствованными в Интернете. И хочу показать вам некоторые детские развивающие сайты, которые я использую. В основном это сайты с развивающими играми на развитие различных психических процессов, и школьных навыков Также сайты с полезными публикациями, дидактическими материалами для специалистов, учителей и родителей.

Таким образом, благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание детей обостряются, поэтому знания лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Использование ИКТ дает положительный результат при введении их в различные части занятий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога на коррекционно-развивающих занятиях в начальной школе Учитель-дефектолог: Зюзькова Татьяна Павловна

Слайд 2

Информационно - коммуникационные технологии –это совокупность объединенных в одну цепочку программно-технических средств, производственных процессов и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализы и распространение информации. ИКТ способствуют: совершенствованию практических умений и навыков; э ффективной организации самостоятельной работы; индивидуализации процесса обучения; п овышению интереса к занятиям; а ктивизации познавательной деятельности; Развитию творческого потенциала.

Слайд 3

Средства ИКТ используются на групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях не более 10-15 минут, не более 1 раза в неделю. Используемые на коррекционно-развивающих занятиях средства информационно-коммуникативных технологий: Компьютер Мультимедийный проектор Интерактивная доска Принтер Телевизор

Слайд 11

Развивающие сайты: Маам - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога. Материалы для публикации присылают специалисты. На сайте можно найти конспекты занятий, детские поделки и примеры разных дидактических игр. «Играемся» - еще один сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы , и другие . На сайте «По складам» собраны уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы и слоги, дети начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Детский интернет-портал «Чудо-юдо» - это портал для детей, родителей и педагогов. Много развивающих материалов на любой вкус. Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки , развивающие мультфильмы, поделки и пазлы для ребенка любого возраста. Сайт изобилует материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн - активностей . « IQsha.ru » - задания и упражнения на сайте нацелены на всестороннее развитие детей разных возрастных групп. Все задания и игры направлены на гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга. Эффективно помогают осваивать необходимые навыки для поступления в школу. Все задания сопровождаются озвучкой от профессиональных дикторов, что упрощает обучение детей, не умеющих читать.

Слайд 12

Литература: Гафиятуллина А.Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида» / А.Г. Гафиятуллина // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48. Кузнецова Е.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе / Е.Г. Кузнецова // Евразийский научный журнал. – 2015. – С. 105-109. Малкина О.А. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда (Электронный ресурс)/О.А . Малкина ; - Электрон.дан . – М.: Открытый урок, 2006. – Режим доступа: http //festival.1september.ru/ articles /417200/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»

Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»...

«Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»

Выступление на ШМО "Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»...