ПК 4.1
методическая разработка

Косикова Александра Сергеевна

Анализ учебно-методических комплектов, разработка учебно-методических материалов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ особенностей УМК «Школа России»

Критерий

Характеристика

Цветовое решение

У каждого учебника свое цветовое решение, у каждого предмета преобладает свой цвет внутри учебника. Цвета гармонируют. Цветовое решение, авторами учебника, было подобрано грамотно и верно. Нет лишнего оформления, нет лишних цветов, перебора в выборе цвета тоже нет. Цвета неброские, не отвлекают обучающихся от получения новых знаний.

Дизайн

Шрифт читабельный, без засечек. Иллюстрации в одном стиле, не отвлекают внимания от учебного материала. На форзаце размещены памятки, правила, связанные с предметом. Дизайн всех учебников идентичен, меняется только цвет. Картинки в каждом учебнике крупные, достаточно яркие, рисовка отличная. Форзацы учебников достаточно хорошо оформлены, яркие, красивые. В некоторых учебниках присутствуют правила, соответствующие предмету. Переплеты учебников достаточно твердые, очень плотные, со временем учебники не потеряют своё отличное состояние, что является огромным плюсом.

Наполняемость материала

Учебники содержат большое кол-во информации и соответствуют возрасту обучающихся. Каждый учебник состоит из 2 частей. Информация понятна для понимания, структурирована. Много справочного материала. Учебники содержат достаточно большое количество заданий, в том числе присутствуют задания творческого характера, а также задания на основе жизненного опыта детей. Содержания учебников достаточно информативно и структурировано. В учебниках присутствуют различные алгоритмы и инструкции. Также учебники имеют словари в конце. Присутствуют задания, направленные на формирование информационной культуры.

Герои

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

Работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя, работа со словарем, творческие задания.

Критерий

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Наполняемость материала

Информация доступная для обучающихся. Большое количество информации: таблицы, схемы.

Четко выделены правила. Есть также: проверь себя, чему научились. Правила выделены.

Информация доступная для обучающихся. Есть: 8 словарей, проектная деятельность, памятки. Правила четко выделены. Рисунков в учебнике достаточно мало, но они четко подходят к темам урока, как способ наглядности для обучающихся. Также в начале учебника присутствуют условные обозначения, что является очень удобным при выполнении различных заданий. Также есть справочные страницы, в которых четко и корректно отобран дидактический материал. Есть множество таблиц.

Много произведений разных жанров. Есть: проекты, словарь и проверь себя. Иллюстрации в учебнике не отвлекают внимания от текста.

Некоторые произведения в сокращении

Понятная информация для обучающихся, выделены важные моменты. Есть: страницы для самопроверки. Большое количество иллюстраций. Учебник имеет мягкий переплет. Имеется единый дизайн. Тема уроков выделена на фоне разных цветов – каждый раздел имеет свой цвет. Правила есть не везде, но они выделены в тексте, как новые понятия. В начале учебника есть условные обозначения.

Герои

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

-работа в паре

-повышенная сложность

-проверь себя

-развиваем речь.

-задания повышенной сложности.

-работа в парах (под звездочкой).

-«проверь себя»-после прохождения всего раздела.

-творческие задания.

-задания на высказывания своего мнения.

Все эти задания носят репродуктивный характер. Как таковых сложных заданий в учебнике нет, задания повышенной сложности – обобщение пройденной материала более в крупных объемах, нежели обычные упражнения.

Все творческие задания связаны с написанием сочинения по картине – в разделе «Картинная галерея».

-работа в рабочей тетради

-работа в парах\группе

-работа в паре\группе

-работа в рабочей тетради

Задания носят творческий характер. Относятся к деятельностному подходу.

-«домашнее задание»

-«муравей»

-«черепаха»

После каждой изученной темы есть вопросы, на которые необходимо ответит обучающимся, соответствуют рубрике «Проверь себя».

Особенности построения материала

На одной странице размещена одна тема (новая нумерация заданий). Правила везде выделены. Проблемная ситуация перед началом урока есть не везде.

Каждая новая тема начинается с проблемы, затем идут задания на ее отработку. После прохождения новой темы раздел «Проверь себя». Присутствуют различные проекты. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода. Задания расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрено поэтапная отработка способов действий. Учебник ориентирован на правила, потому что не понятно где начать и где закончить урок. В начале каждого урока присутствует проблема, затем теория по новой теме, затем выведенное правило и упражнения для отработки нового материала. В начале каждого раздела есть титульная страница «шмуцтитул», в которой прописано что узнают обучающиеся и чему научатся. Присутствуют «Странички для любознательных». Есть определенная нумерация страниц, которая соответствует цвета шмуцтитула.

Каждая новая тема начинается с теоретического материала, затем рассказ об авторе, затем произведение. После работы с произведением идут вопросы, для отработки новых знаний. Есть раздел «Литературная викторина», в котором вопросы по пройденному материалу. Есть литературный словарик.

Материал построен в учебнике следующим образом: присутствует сравнение ранее изученного материала с новым материалом, обучающиеся включают новое понятие в уже имеющую систему знаний. Каждая новая тема начинает с проблемной ситуации.

Есть радел «Проверь себя» после пройденной темы. «Домашнее задание»- раздел после каждой пройденной темы, включающий в себя, как правило, задание творческого характера, для выполнения его дома. Также после каждой пройденной темы раздел «Муравей»- что узнаем/ с чем познакомимся на следующем уроке и раздел «Черепаха»- сделай какой-либо вывод.
Также «Страничка для любознательных». В учебнике есть страничка для проверки ответов, так как в учебнике отсутствует справочный материал. Есть раздел «Наши проекты». Имеется множество схем, таблиц, фотографий, картинок, рисунков и иллюстраций. Есть рубрика «Обсудим». К учебнику идут атлас-определитель, великан на поляне и зеленые страницы.

5. Возможность использования учебника.

Учебник имеет много различных заданий, заданий поискового типа, творческого (изложения, сочинения и т.д.), много связи с жизненным опытом детей. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Учебник является удобным, интересным, наполненным, что позволяет пользоваться им в полной мере. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Методические рекомендации в представленном варианте относятся к предмету окружающий мир для 1 класса. Одним из авторов методических рекомендаций является А.А. Плешаков, что гарантирует полную взаимосвязь с учебным комплектом и соблюдении в рекомендациях основной идеи данного УМК.
В методических рекомендациях довольно полно описаны: основная идея курса и соответствие современному образованию, соответствие требованиям ФГОС, методические особенности УМК и работа с ними, календарно тематическое планирование, планируемые результаты, поурочные разработки и примеры уроков по другим разделам.
В 1 разделе прописаны основные цели, задачи курса, а также его концептуальная идея, из которой вытекают ведущие идеи курса. Присутствует описание возрастных особенностей детей 1 класса, на которых основана последовательность обучения. Также прописаны виды деятельности обучающихся. Четко выделено соответствие требованиям ФГОС, в данном подразделе описываются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые достигаются по завершению курса обучения 1 класса.
Во втором разделе описываются нововведения в структуре учебника, в предметном содержании, прописана сама структура каждого урока. Далее описаны методические задачи и формирование УУД при работе со шмуцтитулом, различными рубриками. Также описаны другие компоненты УМК: содержание, виды работы, особенности.
После описаны общие методические рекомендации к уроку.
Календарно-тематическое планирование представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов: номер, тема и часы, также прописаны названия разделов и часы на изучение всего раздела.
После представлены планируемые результаты.
Далее располагаются поурочные разработки, содержащие в себе планируемые результаты конкретного урока, описание оборудования, предварительной работы, хода урока (поэтапно), физкультминутка, работа в ГПД и рекомендации для занятий в семье.

Вывод: Методические рекомендации к УМК "Школа России" по окружающему миру для первого класса содержат в себе всю необходимую информацию для комфортной и наиболее продуктивной работы с данным УМК. Все необходимые материалы предоставлены в полном объеме, учителю остается только подготовиться к уроку по данным материалам и проявить творческий подход к организации урока.

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.  

Вывод: Работа по УМК "Школа России" эффективно повышает уровень образования учащихся, так как комплект удобен в использовании как для учителя, так и ученика. Материал учебников изложен в доступной форме для детей с различными индивидуальными способностями. Качественно подобрана информация, в соответствии с возрастом. Учащимся не составит проблем работать по этой программе: учитывая вышеизложенные преимущества, учебный процесс будет не только познавательным, но и увлекательным
Таким образом, УМК "Школа России" можно порекомендовать для использования в современной школе. Грамотно пользуясь данными учебниками и методическими рекомендациями, учитель поможет своим ученикам достичь многих академических успехов.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ особенностей УМК «Перспективная начальная школа».

«Математика»

Учебники данного УМК выполнены в едином стиле, и математика не исключение. Учебники очень яркие и выглядят гармонично. На обложке находятся изображение детей и другие картинки, на каждом учебнике изображены различные предметы и явления. Сзади также есть различные изображения, а также таблица умножения на 3 – на первой части, и табличное деление на 3- на второй части учебника. На форзацах размещены различные справочные материалы.

На следующем развороте размещены условные обозначения («Работа в парах», «Не торопись с ответом, подумай», Проверь правильность выполнения задания», «Выскажи предположения», «Работа в группе», «Трудное задание»), рассмотрев их, можно сделать вывод, что в учебнике присутствуют задания для работы в парах и группах, это говорит о том, что задания в учебнике решают коммуникативные задачи, а также, присутствие данных заданий в какой то степени облегчают работы учителя, ему не требуется искать такие задания в дополнительных источниках.

Содержание учебника разделено на рубрики, такие как: «Учимся решать задачи» и «Поупражняемся в вычислениях», данные рубрики повторяются, а также есть раздел сделай сам.

Главные герои отсутствуют. В учебнике достаточно много правил, они выделены цветом. Задания носят, в основном, продуктивный характер (Решение примеров и задач). В учебнике очень много схем и иллюстраций, они достаточно крупные и очень яркие, это очень привлекает внимание детей. Темы уроков обозначены, они достаточно заметны, так как тема подчеркивается жирной линией.

В учебнике достаточное количество логических заданий, в основном это задания повышенной сложности, а также множество заданий на повторение пройденного материала.

«Русский язык»

Обложка учебника русского языка также выполнена в ярких цветах. На обеих частях также размещены изображения детей, а также изображена природа, деревья,  птицы и грибы. Обложки очень яркие и привлекают внимание. На следующем развороте находится информация об авторах и издательстве учебника.

Далее находятся условные обозначения, такие как: «Работа в парах», «Напиши нам письмо», «Работа в классе», «Граница между уроками», «Работа по цепочке», «Работа дома», «Работа по тетради для самостоятельной работы». Также есть следующие разделы условных обозначений: «Использование в звукобуквенной зарядке стихов» и «Поиск слов».Стоит отметить то, что в учебнике по русскому языку, в отличие от учебника по математике, отсутствуют задания для работы в группах, это мы считаем минусом, так как дети не работают в команде и поэтому учителю придётся искать задания дополнительно.

В содержании учебника нет разделов, перечислены только темы.

Далее темы выделяются достаточно ярко (красным жирным шрифтом), поэтому они достаточно заметны. Каждая тема в учебнике сопровождается яркими и разнообразными иллюстрациями, мы считаем, что это повышает заинтересованность детей в теме урока.

В учебнике русского языка можно выделить главного героя, это летучая мышь, есть множество правил, и они выделены очень интересно, каждое правило выделено в своеобразную рамку, как раз главный герой «демонстрирует» правило детям.

В учебнике сами задания выделены жирным шрифтом, а затем содержание задания написано обычным шрифтом. Мы считаем, что многие задания можно использовать для самостоятельной деятельности детей.

Также преимуществом является то, что в конце учебника расположены справочные материалы и словари («Словарь происхождения слов», Словарь «Произноси правильно», Словарь «Пиши правильно»,  «Толковый словарь»).

«Литературное чтение»

Учебники литературного чтения тоже очень яркие, на них изображены герои различных литературных произведений (например, «У Лукоморья дуб зеленый…», золотая рыбка, богатыри и многие другие»). Далее также расположена информация об авторе и издательстве учебника.

Затем, как и в других учебниках, присутствуют условные обозначения, конкретно в литературном чтении следующие: «Подумай», «Выскажи своё мнение», «Задание повышенной сложности», «Чтение по цепочке», «Читает следующий», «Работа с хрестоматией», «Поход в «Музейный Дом»», «Работа с лупой», «Напиши нам письмо», «Смотри сноску внизу страницы», «Поиск слова в толковом словаре». Стоит отметить, что в данном учебнике отсутствуют задания для работы в парах и группах, что является минусом, так как такие задания очень важны для коммуникации детей и  учителю придётся самостоятельно добавлять задания в урок. А положительным является то, что обучающиеся работают со словарями, это расширяет кругозор детей.

В содержании учебника представлены разделы, а также перечислены темы. Далее темы выделены красным шрифтом, они заметны и бросаются в глаза.

Каждая тема, литературное произведение дополняется соответствующими иллюстрациями, они очень яркие и выразительные, что помогает детям погрузиться в ту ситуацию, о которой они читают в произведении.

В данном учебнике, как и в русском языке, присутствует герой «Летучая мышь», здесь она выделяет детям сноски с различными литературными фактами.

После каждого произведения есть вопросы и задания, которые направлены на лучшее понимание прочитанного, а также на рассуждение о прочитанной ситуации. Например: «Как ты думаешь, «Волшебное кольцо» - это волшебная сказка? Почему? Для чего людям – героям сказок- волшебные предметы?»

В конце учебника есть «Музейный Дом», это своеобразная картинная галерея. В нём находятся картины художников к различным литературным произведениям. Они крупные и яркие, что позволяет детям тщательно их рассмотреть. Мы считаем это преимуществом данного учебника.

«Окружающий мир»

Обложки учебников окружающего мира выполнены в таком же стиле, как и остальные. На них изображено множество разных животных, птиц и насекомых, а также времена года и явления природы и люди занятые каким-либо делом. На следующем развороте находится информация об авторах и издательстве учебника.

Далее размещены следующие условные обозначения: «Работа в парах, «Повтори пройденное», «Выскажи предположение», «Наблюдение», «Опыт», «Осторожно!», «Напиши нам письмо», «Толковый словарь», а также «Правило» и «Обрати внимание». Отсутствуют задания для работы в группах, что является недостатком. Но присутствует словарь, а также опыты и наблюдения, которые позволяют детям на примере увидеть различные физические и природные явления.      

Оглавление учебника разделено на главы, а главы, в свою очередь на темы. В каждой главе есть раздел «Готовимся к школьной олимпиаде!». Далее на протяжении всего учебника название главы выделено жирным синим шрифтом, а темы чёрным, они выделяются из всего текста и достаточно заметны.

Учебник окружающего мира не исключение в плане изобилия иллюстраций, все они яркие  привлекают внимание детей, также присутствуют различные схемы и таблицы, это позволяет наглядно видеть  различные процессы.

Правила в учебнике выделены в разовые рамки, а то, на что нужно обратить внимание, выделено голубым цветом. После каждой темы есть задания, а также вопросы для рассуждения, это помогает детям более глубоко разобраться в теме урока.  

Можно сделать вывод, что школьная программа «Перспективная начальная школа» представляет собой полный учебно-методический комплект,  является развивающей личностно-ориентированной системой обучения. Она имеет своей целью оптимальный (в соответствии с личными индивидуальными особенностями) уровень обученности и развития учащегося.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития.

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для усвоения новых знаний.