ПК 4.1
методическая разработка
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Русский язык.
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | Нет |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | Нет |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | Нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | Нет |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | Да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | Да |
содержание учебного предмета | Да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | Да |
место и роль учебного предмета в обучении | Да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | Да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | Нет |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | Да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | Да |
необходимое количество часов для изучения раздела | Да |
содержание учебного раздела | Да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | Да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | Да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | Нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | Нет |
технические средства обучения | Нет |
цифровые образовательные ресурсы | Да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | Нет |
Выводы: Данная программа соответсвует ФГОС, так как в ней присутствуют все необходимые компоненты, продиктованные ФГОС, а именно: содержание предмета, планируемые результаты и тематическое планирование. Программа не вполне соответствует ФОП, ФРП и конструктору, так как в ней нет титульного листа, не прописаны конкретные сроки реализации программы, не прописана методическая литература, виды занятий и формы контроля.
Программа недостаточно готова к использованию, стоит дополнить ее титульным листом и прописать методическую литературу, формы контроля, технические средства обучения и сроки реализации.
С технической точки зрения программа выполнена крайне неудобно, так как она представляет собой три раздельных документа, не соблюдается нужный шрифт и пояснительная записка представляет собой один сплошной текст без каких-либо разграничений и абзацев.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 155 города Челябинска»
454071, г. Челябинск, ул. Октябрьская, д. 3, тел. 8(351)773-06-76, e-mail maou_155@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2023-2024 учебного года
Челябинск, 2024
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля |
Раздел Морфология | ||||
1 | «Глагол», УОНЗ | https://youtu.be/KXF85fYJMMI?si=sqvT6cJY7DbIHyLX | Устный опрос, словарный диктант | |
2 | «Глагол», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/03/21/didakticheskiy-material-po-russkomu-yazyku-vo-2-klasse-po | ||
3 | «Единственное и множественное число глаголов», УОНЗ | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/03/21/didakticheskiy-material-po-russkomu-yazyku-vo-2-klasse-po | Практическая работа | |
4 | «Правописание частицы не с глаголами», УОНЗ | https://multiurok.ru/files/kartochki-pravopisanie-chastitsy-ne-s-glagolami.html | Самостоятельная работа | |
5 | «Что такое текст-повествование и какова в нем роль глаголов», УОМН | Работа с текстом о родном крае, формирование любви и уважения к малой Родине | https://youtu.be/iWa_9w-B2tI | Устный опрос, практическая работа |
6 | «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»», УРК | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/03/17/proverochnaya-rabota-po-teme-glagol | Проверочная работа | |
7 | «Что такое имя прилагательное?», УОНЗ | https://youtu.be/H1jy9vYRBIY | Устный опрос, практическая работа | |
8 | «Что такое имя прилагательное», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/04/12/kartochki-po-russkomu-yazyku-po-teme-imya-prilagatelnoe-3 | Практическая работа | |
9 | «Связь имени прилагательного с именем существительным», УОНЗ | https://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-po-teme-soglasovanie-prilagatelnogo-s-suschestvitelnim-klass-1298680.html | Самостоятельная работа | |
10 | «Прилагательные, близкие и противоположные по значению», УОНЗ | https://youtu.be/2GGTk3aTNf4 | Устный опрос, словарный диктант | |
11 | «Прилагательные, близкие и противоположные по значению», УР | Работа с исконно-русскими прилагательными и диалектизмами, формирование интереса к родному языку | https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yazyku-dlya-2-klassa-po-teme-sinonimy-i-antonimy-6822580.html | Практическая работа |
12 | «Единственное и множественное число имен прилагательных», УОНЗ | https://multiurok.ru/files/2-klass-chislo-imen-prilagatelnykh-razdatochnyi-ma.html | Устный опрос, практическая работа | |
13 | «Что такое текст-описание и какова в нем роль прилагательных», УОМН | https://youtu.be/X9XnRmpcedU | Практическая работа | |
14 | «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное»», УРК | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/01/09/kontrolnaya-rabota-2-klass-po-teme-imya-prilagatelnoe | Контрольная работа | |
15 | «Что такое предлог», УОНЗ | https://youtu.be/wjuUmI1hgzU | Устный опрос, словарный диктант | |
16 | «Что такое предлог», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2023/04/18/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yazyku-za-2-klass-po | Практическая работа | |
17 | «Роль предлогов в речи», УОНЗ | Беседа о роли предлогов в русском языке, формирование интереса к изучению родного языка | https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/177708-kartochki-zadaniya-po-russkomu-yazyku-obobschenie-po-teme-predlog-2-klass.html | Устный опрос |
18 | «Функция предлогов», УРК | https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/177708-kartochki-zadaniya-po-russkomu-yazyku-obobschenie-po-teme-predlog-2-klass.html | Словарный диктант | |
19 | «Раздельное написание предлогов со словами», УОНЗ | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/11/05/kartochki-po-teme-predlogi | Устный опрос, практическая работа | |
20 | «Восстановление предложений», УОМН | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/08/kartochki-po-razvitiyu-rechi-rabota-s-deformirovannym | Практическая работа | |
21 | «Диктант», УРК | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/09/29/kontrolnye-diktanty-po-russkomu-yazyku-2-klass-umk-shkola | Диктант | |
22 | «Работа над ошибками», УР | https://youtu.be/5-JQJDqB0kw?si=fZnkxvWeCSl3qW_k | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | |
23 | «Что такое местоимение?», УОНЗ | https://youtu.be/aXtQO0vxUVI | Устный опрос, практическая работа | |
24 | «Что такое местоимение?», УР | https://infourok.ru/razrabotka-urovnevyh-zadanij-po-russkomu-yazyku-2-klass-shkola-rossii-chto-takoe-mestoimenie-6100025.html | Самостоятельная работа | |
25 | «Подготовка к сочинению», УОМН | Беседа о картине великого русского художника, анализ изображения русской природы, формирование интереса и любви к природе родной страны | https://multiurok.ru/files/pamiatka-sochinenie-po-kartine-2-klasss.html | Устный опрос |
26 | «Сочинение по картине», УРК | https://multiurok.ru/files/pamiatka-sochinenie-po-kartine-2-klasss.html | Сочинение | |
Повторение | ||||
27 | «Что такое текст-рассуждение?», УОНЗ | https://youtu.be/6ShhdY307HM | Устный опрос, практическая работа | |
28 | «Что такое текст», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/01/27/kartochka-po-russkomu-yazyku-tema-tekst-2-klass | Самостоятельная работа | |
29 | «Что такое предложение», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/10/10/sbornik-uprazhneniy-po-russkomu-yazykupredlozhenie | Практическая работа | |
30 | «Слово», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2023/10/30/2-klass-kartochki-po-teme-slovo | Самостоятельная работа | |
31 | «Части речи», УР | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/03/11/kartochki-chasti-rechi-2-klass | Устный опрос, практическая работа | |
32 | «Звуки и буквы», УР | https://infourok.ru/urovnevye-zadaniya-zvuki-i-bukvy-2-klass-6063952.html | Самостоятельная работа | |
33 | «Правила правописания», УОМН | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/11/07/pravila-i-uprazhneniya-po-russkomu-yazyku | Словарный диктант | |
34 | «Подготовка к изложению», УОМН | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/01/11/pamyatki-dlya-uchashchikhsya-pri-napisanii-izlozheniya | Устный опрос | |
35 | «Изложение», УРК | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/01/11/pamyatki-dlya-uchashchikhsya-pri-napisanii-izlozheniya | Изложение |
Предварительный просмотр:
Анализ особенностей УМК «Школа России»
Критерий | Характеристика |
Цветовое решение | У каждого учебника свое цветовое решение, у каждого предмета преобладает свой цвет внутри учебника. Цвета гармонируют. Цветовое решение, авторами учебника, было подобрано грамотно и верно. Нет лишнего оформления, нет лишних цветов, перебора в выборе цвета тоже нет. Цвета неброские, не отвлекают обучающихся от получения новых знаний. |
Дизайн | Шрифт читабельный, без засечек. Иллюстрации в одном стиле, не отвлекают внимания от учебного материала. На форзаце размещены памятки, правила, связанные с предметом. Дизайн всех учебников идентичен, меняется только цвет. Картинки в каждом учебнике крупные, достаточно яркие, рисовка отличная. Форзацы учебников достаточно хорошо оформлены, яркие, красивые. В некоторых учебниках присутствуют правила, соответствующие предмету. Переплеты учебников достаточно твердые, очень плотные, со временем учебники не потеряют своё отличное состояние, что является огромным плюсом. |
Наполняемость материала | Учебники содержат большое кол-во информации и соответствуют возрасту обучающихся. Каждый учебник состоит из 2 частей. Информация понятна для понимания, структурирована. Много справочного материала. Учебники содержат достаточно большое количество заданий, в том числе присутствуют задания творческого характера, а также задания на основе жизненного опыта детей. Содержания учебников достаточно информативно и структурировано. В учебниках присутствуют различные алгоритмы и инструкции. Также учебники имеют словари в конце. Присутствуют задания, направленные на формирование информационной культуры. |
Герои | Отсутствуют. |
Способы самостоятельной деятельности | Работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя, работа со словарем, творческие задания. |
Критерий | Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
Наполняемость материала | Информация доступная для обучающихся. Большое количество информации: таблицы, схемы. Четко выделены правила. Есть также: проверь себя, чему научились. Правила выделены. | Информация доступная для обучающихся. Есть: 8 словарей, проектная деятельность, памятки. Правила четко выделены. Рисунков в учебнике достаточно мало, но они четко подходят к темам урока, как способ наглядности для обучающихся. Также в начале учебника присутствуют условные обозначения, что является очень удобным при выполнении различных заданий. Также есть справочные страницы, в которых четко и корректно отобран дидактический материал. Есть множество таблиц. | Много произведений разных жанров. Есть: проекты, словарь и проверь себя. Иллюстрации в учебнике не отвлекают внимания от текста. Некоторые произведения в сокращении | Понятная информация для обучающихся, выделены важные моменты. Есть: страницы для самопроверки. Большое количество иллюстраций. Учебник имеет мягкий переплет. Имеется единый дизайн. Тема уроков выделена на фоне разных цветов – каждый раздел имеет свой цвет. Правила есть не везде, но они выделены в тексте, как новые понятия. В начале учебника есть условные обозначения. |
Герои | Отсутствуют. | Отсутствуют. | Отсутствуют. | Отсутствуют. |
Способы самостоятельной деятельности | -работа в паре -повышенная сложность -проверь себя | -развиваем речь. -задания повышенной сложности. -работа в парах (под звездочкой). -«проверь себя»-после прохождения всего раздела. -творческие задания. -задания на высказывания своего мнения. Все эти задания носят репродуктивный характер. Как таковых сложных заданий в учебнике нет, задания повышенной сложности – обобщение пройденной материала более в крупных объемах, нежели обычные упражнения. Все творческие задания связаны с написанием сочинения по картине – в разделе «Картинная галерея». | -работа в рабочей тетради -работа в парах\группе | -работа в паре\группе -работа в рабочей тетради Задания носят творческий характер. Относятся к деятельностному подходу. -«домашнее задание» -«муравей» -«черепаха» После каждой изученной темы есть вопросы, на которые необходимо ответит обучающимся, соответствуют рубрике «Проверь себя». |
Особенности построения материала | На одной странице размещена одна тема (новая нумерация заданий). Правила везде выделены. Проблемная ситуация перед началом урока есть не везде. | Каждая новая тема начинается с проблемы, затем идут задания на ее отработку. После прохождения новой темы раздел «Проверь себя». Присутствуют различные проекты. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода. Задания расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрено поэтапная отработка способов действий. Учебник ориентирован на правила, потому что не понятно где начать и где закончить урок. В начале каждого урока присутствует проблема, затем теория по новой теме, затем выведенное правило и упражнения для отработки нового материала. В начале каждого раздела есть титульная страница «шмуцтитул», в которой прописано что узнают обучающиеся и чему научатся. Присутствуют «Странички для любознательных». Есть определенная нумерация страниц, которая соответствует цвета шмуцтитула. | Каждая новая тема начинается с теоретического материала, затем рассказ об авторе, затем произведение. После работы с произведением идут вопросы, для отработки новых знаний. Есть раздел «Литературная викторина», в котором вопросы по пройденному материалу. Есть литературный словарик. | Материал построен в учебнике следующим образом: присутствует сравнение ранее изученного материала с новым материалом, обучающиеся включают новое понятие в уже имеющую систему знаний. Каждая новая тема начинает с проблемной ситуации. Есть радел «Проверь себя» после пройденной темы. «Домашнее задание»- раздел после каждой пройденной темы, включающий в себя, как правило, задание творческого характера, для выполнения его дома. Также после каждой пройденной темы раздел «Муравей»- что узнаем/ с чем познакомимся на следующем уроке и раздел «Черепаха»- сделай какой-либо вывод. |
5. Возможность использования учебника. | Учебник имеет много различных заданий, заданий поискового типа, творческого (изложения, сочинения и т.д.), много связи с жизненным опытом детей. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу. | Учебник является удобным, интересным, наполненным, что позволяет пользоваться им в полной мере. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу. |
Методические рекомендации в представленном варианте относятся к предмету окружающий мир для 1 класса. Одним из авторов методических рекомендаций является А.А. Плешаков, что гарантирует полную взаимосвязь с учебным комплектом и соблюдении в рекомендациях основной идеи данного УМК.
В методических рекомендациях довольно полно описаны: основная идея курса и соответствие современному образованию, соответствие требованиям ФГОС, методические особенности УМК и работа с ними, календарно тематическое планирование, планируемые результаты, поурочные разработки и примеры уроков по другим разделам.
В 1 разделе прописаны основные цели, задачи курса, а также его концептуальная идея, из которой вытекают ведущие идеи курса. Присутствует описание возрастных особенностей детей 1 класса, на которых основана последовательность обучения. Также прописаны виды деятельности обучающихся. Четко выделено соответствие требованиям ФГОС, в данном подразделе описываются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые достигаются по завершению курса обучения 1 класса.
Во втором разделе описываются нововведения в структуре учебника, в предметном содержании, прописана сама структура каждого урока. Далее описаны методические задачи и формирование УУД при работе со шмуцтитулом, различными рубриками. Также описаны другие компоненты УМК: содержание, виды работы, особенности.
После описаны общие методические рекомендации к уроку.
Календарно-тематическое планирование представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов: номер, тема и часы, также прописаны названия разделов и часы на изучение всего раздела.
После представлены планируемые результаты.
Далее располагаются поурочные разработки, содержащие в себе планируемые результаты конкретного урока, описание оборудования, предварительной работы, хода урока (поэтапно), физкультминутка, работа в ГПД и рекомендации для занятий в семье.
Вывод: Методические рекомендации к УМК "Школа России" по окружающему миру для первого класса содержат в себе всю необходимую информацию для комфортной и наиболее продуктивной работы с данным УМК. Все необходимые материалы предоставлены в полном объеме, учителю остается только подготовиться к уроку по данным материалам и проявить творческий подход к организации урока.
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.
Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.
Вывод: Работа по УМК "Школа России" эффективно повышает уровень образования учащихся, так как комплект удобен в использовании как для учителя, так и ученика. Материал учебников изложен в доступной форме для детей с различными индивидуальными способностями. Качественно подобрана информация, в соответствии с возрастом. Учащимся не составит проблем работать по этой программе: учитывая вышеизложенные преимущества, учебный процесс будет не только познавательным, но и увлекательным
Таким образом, УМК "Школа России" можно порекомендовать для использования в современной школе. Грамотно пользуясь данными учебниками и методическими рекомендациями, учитель поможет своим ученикам достичь многих академических успехов.