Презентация к мастер-классу "Формирование беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов"
презентация к уроку

В данной работе раскрывается понятие динамического чтения, причины, тормозящие процесс чтения, представлена программа по формированию динамического чтения. Автор указывает этапы формирования техники чтения и дает эффективные упражнения для развития техники чтения. Программа предполагает ежедневную и целенаправленную работу по формированию беглого и динамического чтения, начиная с первых уроков обучения грамоте. Упражнения на всех этапах подобрано с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и психофизиологических процессов чтения. Это позволит не только формировать прочный навых динамического чтения, но и обеспечит развитие учащихся в целом : их памяти, мышления, орфографической зоркости. А это значит, что сам процесс обучения в начальном звене пройдет успешно и обеспечит учащимся плавный переход в среднее звено, даст возможность им качественно, на более высоком уровне получать знания на каждом этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.dinamicheskogo_i_beglogo_chteniya.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование динамического чтения у детей младшего школьного возраста» Григорьева И.А

Слайд 2

«Нет детей бесталантых , неспособных. И талант, и способности ребёнка можно развить» И.Т.Федоренко 16.04.2024 2

Слайд 3

Всеволод Николаевич Зайцев Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки это чтение в темпе разговорной речи, то есть в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. 16.04.2024 3

Слайд 4

УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКА 16.04.2024 4 темп чтения 40 факторов

Слайд 5

Темп чтения 120 слов/ мин. 90 слов/ мин. 16.04.2024 5 150 слов/ мин. учатся на «5» учатся на «4» учатся на «3 »

Слайд 6

Причины, тормозящие процесс чтения 1. Малое поле зрения при чтении 2. Регрессия глаз 3. Артикуляция при чтении 4. Отсутствие гибкой программы чтения 5. Отсутствие внимания при чтении 16.04.2024 6

Слайд 7

Разработчики методик чтения В.А.Сухомлинский О.О.Андреев Н.А.Зайцев В.Н.Зайцев И.З.Посталовский Л.В.Трубайчук 16.04.2024 7

Слайд 8

Программа по формированию динамического чтения Задачи: Развитие артикуляционного аппарата Развитие кратковременной памяти Расширение поля одновременного восприятия текста Выработка внимания к читаемому материалу Устранение проговаривания читаемого материала Развитие скорости чтения (120 - 150 слов/мин.) 16.04.2024 8

Слайд 9

Этапы формирования техники чтения 1. Начальный этап (период обучения грамоте) 2. Этап развития кратковременной памяти 3. Этап развития внимания 4. Этап развития угла зрения 5. Переход на чтение «про себя» 6. Развитие умения антиципации 7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов 8. Этап формирования динамического чтения 16.04.2024 9

Слайд 10

Этапы формирования техники чтения этап класс (ориентир) форма чтения максимальная скорость чтения 1.Начальный этап (период обучения грамоте) 1класс I полугодие вслух – 90% шепот – 10% 30 слов/ мин. 2.Этап развития кратковременной памяти 1класс I I полугодие вслух – 70% про себя – 30% 50 слов/мин. 3.Этап совершенствования внимания 1класс четверть - 2класс I I четверть вслух – 50% про себя – 50% 70 слов/мин . 4.Развитие угла зрения 2класс I полугодие вслух – 50% про себя – 50% 70 слов/мин . 16.04.2024 10

Слайд 11

Этапы формирования техники чтения этап класс (ориентир) форма чтения максимальная скорость чтения 5. Этап – переход чтения «про себя» 2класс I - I I полугодие вслух – 50% «про себя» – 50% 90 слов/ мин. 6.Этап развития умения антиципации 2класс I I полугодие вслух – 50% «про себя» – 50% 90 слов/мин. 7.Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов учащихся вовремя чтения 3класс вслух – 20% про себя – 80% 120 слов/мин . 8.Этап формирования оптимального чтения 3класс вслух – 10% про себя – 90% 150 слов/мин . 16.04.2024 ч 11

Слайд 12

Упражнения для отработки навыка динамического чтения вид упражнений / этапы 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Упражнения на развитие фонематического слуха + + 2.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата + + 3.Упражнения на развитие пальцев рук + + 4.Чтение за диктором + + 5.Чтение в парах + + 6.Многократное чтение с последующим убыстрением + + 7.Зрительные и слуховые диктанты + + + 8.Упражнения на скорость письма + + + + + + + + 16.04.2024 12

Слайд 13

Упражнения для отработки навыка динамического чтения вид упражнений / этапы 1 2 3 4 5 6 7 8 9.Письмо на память + + + + + + + + 10.Игры на развитие памяти + + + + + + + + 11.Скороговорки + + + + + + + + 12.Упражнения на совершенствование внимания к слову + 13.Упражнения на развитие угла зрения + 14.Убыстрение чтения с переходом на незнакомый текст + + + + 15. 12.Упражнения на переход чтения «про себя» + 16.Упражнения на развитие умения антиципации +

Слайд 14

Упражнения для отработки навыка динамического чтения вид упражнений / этапы 1 2 3 4 5 6 7 8 17.Упражнение со счётом слов + 18.Упражнение «Спринт» + 19.Упражнение «Разведка» + 20.Упражнение с часами + 21.Работа с поисковыми таблицами + + + + + + + + 22.Синхронное письмо двумя руками + + + + 23.Кинезиологические упражнения + + + + 24.Двуручная координация + + + + 25.Таблицы Шульте + + + + + + + = 26.Нейрогимнастика + + + + + + + + 16.04.2024 14

Слайд 15

I .Начальный этап (обучение грамоте) Цель: Обеспечить быстрый переход от слогового чтения на чтение целыми словами и словосочетаниями Задачи: 1.Развитие фонематического слуха 2.Подготовка артикуляционного аппарата 3.Упражнения для развития пальцев 4.Дать детям ориентиры в чтении целых слов 5.Совершенствование чтения целыми словами 16.04.2024 15

Слайд 16

Упражнения для развития артикуляционного аппарата «Забей гол» «Почисти зубки» «Часики» «Задуй свечу» «Лошадка» «Качели» 16.04.2024 16

Слайд 17

Упражнения для развития фонематического слуха Какой звук заблудился? Я Кучка, Кучка, Кучка, А вовсе не медведь. Ах, как приятно Кучке По небу лететь! Ах, растут на ёлке фишки Не для плюшевого мишки 16.04.2024 17

Слайд 18

Угадай, на каком этаже живёт слово? (Пятачок, мёд, Кролик, сова, Иа , шарик, Пух) 16.04.2024 18

Слайд 19

Сосчитай количество звуков (м) и (м) в предложении : Мишка очень любит мёд! Почему? Кто поймёт? В самом деле, почему Мёд так нравится ему? 16.04.2024 19

Слайд 20

Скороговорки Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл Водовоз вёз воду из – под водопровода Говори, говори, да не заговаривайся 16.04.2024 20

Слайд 21

Чистоговорки Ча - ча - ча –чашка горяча. Чи - чи - чи – в печке калачи . Че - че-че –муха на плече. Чу-чу-чу – я читать хочу. Чо-чо-чо – очень горячо. Чи-чи-чи – сложим кирпичи . Чу-чу-чу – позвони врачу. Чи-чи-чи – яркие мячи. 16.04.2024 21

Слайд 22

Развитие периферического чтения Чтение слоговых пирамидок 16.04.2024 22

Слайд 23

Пирамиды из слов 16.04.2024 23

Слайд 24

2 этап. Развитие кратковременной памяти Зрительные и слуховые диктанты по И.Т.Федоренко № предложения число букв время экспозиции класс 1. Тает снег. 8 4сек. 1 2. Идёт дождь. 9 4сек. 1 3. Небо хмурое. 10 5сек. 1 4. Коля заболел. 11 5сек. 1 5. Запели птицы. 11 5сек. 1 6. Поле опустело. 12 6сек. 1 16.04.2024 24 Набор №1

Слайд 25

Фотоглаз Винни – Пух Пятачок Тигра Кенга Сова Кролик 16.04.2024 25

Слайд 26

3. Этап совершенствования внимания вода - водный чистота - частота зелень - зелёный белье - белый девушка - дедушка бодрый - приободрился Родина - родной белка - булка добро - добросовестно 16.04.2024 26 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

Слайд 27

Упражнение «Муха» муха 16.04.2024 27

Слайд 28

4.Этап развития угла зрения 1 Гимнастика для глаз 2 Пирамидки слов 3 Убыстрение темпа чтения 4 Переход на незнакомый текст(после многократного прочтения) 5 Чтение с отрывом взгляда от текста 6 Пересказ с опорой на текст 16.04.2024 28 У УМ УЗОР УЛИЦА УПАДОК УДИЛИЩЕ УПАКОВКА УСТАЛОСТЬ УПРАЖНЕНИЕ

Слайд 29

5.Этап перехода чтения «про себя» Упражнения: «Губы» «Буксир» «Молния» 16.04.2024 29

Слайд 30

6. Развитие умения антиципации (умение угадывать последующий текст) 1. «Угадай» Винни - … был всегда не прочь немно … подкрепить…, в особенности часов в одиннад … утра, потому что в это время завтра… уже давно окончился, а обед ещё не думал начинаться. 2. Антиципация поговорок Сделал дело…. Тише едешь…. Дал слово… Лучше поздно… 3.Чтение с линейкой 4.Таблицы Шульте 5.Работа с поисковыми таблицами 16.04.2024 30

Слайд 31

Таблицы Шульте 16.04.2024 31

Слайд 32

Таблицы слогов БА БО БУ ВА ВО ВУ ДА ДО ДУ ГА ГО ГУ ЗА ЗО ЗУ КА КО КУ СА СО СУ ПА ПО ПУ 16.04.2024 32 АБ ОБ УБ АВ ОВ УВ АД ОД УД АГ ОГ УГ АЗ ОЗ УЗ АК ОК УК УЛ ИД ОК АК ИЗ АН ОР ИП АШ ИС ЕЛ УГ АБ ИН ИД ОС АЛ ЕС УЗ ОШ УВ ОГ УТ ИР ЕТ ЕЖ УР ИГ ЁК ИР

Слайд 33

7.Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов у учащихся во время чтения Памятка 16.04.2024 33 Плотно сожми губы и зубы Читай только глазами Читай как можно быстрее, считая «про» себя слова текста Ответь, сколько слов в тексте Ответь на вопросы к тексту

Слайд 34

8.Этап формирования оптимального чтения Упражнения: « Спринт» «Разведка» «Упражнение с часами» «Жужжащее чтение» «Чтение перед сном» «Чтение наоборот» «Тексты, развёрнутые на 90 или180 градусов» «Спирали из слов » «Диктор» « Ананраммы » 16.04.2024 34

Слайд 35

Спирали из слов 16.04.2024 35

Слайд 36

16.04.2024 36

Слайд 37

16.04.2024 37

Слайд 38

Анаграммы ведьмед сали банка сукбар вкол кабел яцза 16.04.2024 38 аН девере житле шаяболь жаяры какош . У кикош енылёзе загла и тыешиспу кискиточ ан шаху. ныеСиль пыла рязве лисьвпи в олств . оЭт сьры .

Слайд 39

Потерянный текст 16.04.2024 39

Слайд 40

Тексты без пробелов 16.04.2024 40 СпервымилучамисолнцапросыпаетсярощаСвежийветерокчутькачаеткамышиуречкиШуршитвтравеёжикНачинаютпетьптицы .

Слайд 41

«Назови цвет» 16.04.2024 41

Слайд 42

Двуручная координация 17.04.2024 42

Слайд 43

Книги для развития техники чтения детей 1.« Скорочтение для детей 10-16 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиль Ахмадуллин. 2. «200 текстов для обучения скорочтению . Тренажёр для автоматизации навыка» Гюзель Абдулова . 3. « Скорочтение . Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питер Камп . 4. « Скорочтение » Геннадий Быстров . 5. «Никиткины истории. Книга-тренажер для увеличения скорости чтения младших школьников» Рената Кирилина и Сергей Кирилин. 6. «Быстрое чтение за 10 дней» Эбби Маркс-Бил . 7. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение » Гюзель Абдулова . 8. « Скорочтение » Андрей Андреев. 9. «Развитие мозга» Роджер Сайп . 10. «Книгоед. Курс скорочтения » Юрий Жданович. 16.04.2024 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

«Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальных классов».

В своей статье я делюсь опытом работы по совершенствованию выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальной школы. Также я предлагаю комплект упражнений для 5-минуток чтения....

Правила чтения для учащихся начальных классов.

Как учить детей начальной школы првильно читать....

Приёмы формирования навыка динамического чтения у учащихся младших классов

Приёмы формированиянавыка динамического чтенияу учащихся младших классов...

Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов "Лучшее время для чтения"

Проект по продвижению чтения  среди учащихся начальных классов. Программа «Лучшее время для чтения» разработана в соответствии со стратегическими целями и задачами муниципального обще...

Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся начальных классов.

Из опыта работы учителя начальных классов. Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся  начальных классов....