Доклад "Роль изложения в развитии речи"
статья

Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

тема "Роль изложений в развитии речи"

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

  • приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;
  • развивает логическое мышление;
  • обогащает речь, активизирует словарь;
  • формирует умение правильно составлять предложения.

Система работы над изложением

На сегодняшний день есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение  остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу прочитывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.

При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными.

Рассмотрим вопрос о том, как  можно усовершенствовать  сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.

1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.

Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например: обязательно прочитают в классе;

        повесят на стенд, как образец;

        вручат «Почетную обложку» для тетради;

        прочтут на родительском собрании.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):

-   первый или второй ряд;

-   первый или второй вариант;

-   личное первенство.

3. Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

4. Чтение текста учениками.

Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка. 

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллективного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

7. Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов,   а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно  перед написанием изложения  уделить этому минимум времени.

8. Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обороты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.

10. Повторное чтение текста.

Теперь - полное внимание. Учащимся дается возможность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

11. Составление черновика.

Обычно изложение детям предлагают написать сразу в тетрадь. Так как изложения в основном носят обучающий характер, необходимо предоставить детям возможность учиться. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме: они могут сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы. У школьников появляется возможность соотнести написанное с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение предложения. Такая работа способствует развитию умения редактировать текст: важно не только научить ребенка письменному пересказу, но и привить навыки анализа своих работ. Дети должны научиться видеть свои ошибки (как грамматические, так и речевые) и исправлять их. Учитель может в индивидуальном порядке указать на недочеты, так как некоторые ученики сами их не замечают, но исправить могут самостоятельно. Когда скорость письма еще низкая, тексты для изложений небольшие по объему, поэтому дети успевают переписать работу в тетрадь. Можно обратиться к памятке для ученика

 Памятка 1

  1. Соответствует ли содержание текста теме? Ясно ли передал смысл?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, неоправданных повторов одних и тех же слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Хорошо ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

12. Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

13. Самопроверка.

Обязательно нужно приучать детей к самопроверке, не ограничиваясь формальным замечанием «Написал – проверь!». Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"

Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...

Развитие речи( тексты изложений)

Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возм...

Урок развития речи. Изложение "Грачи прилетели" 3 класс.

Материал представляет собой разработку урока по развитию речи....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Развитие речи. Изложение.

Научить ребёнка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов - написание младшими школьниками изложений....

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....