Формирование учбной мотивации у младших школьников
методическая разработка

« Мотивацию нельзя тренировать у учащихся, как, например, навык чистописания. Мотивации нельзя научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать».

А. Б. Орлов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnoy_motivatsii_u_mladshih_shkolnikov.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста»

« Мотивацию нельзя тренировать у учащихся, как, например, навык чистописания. Мотивации нельзя научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать».

А. Б. Орлов

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой.

Другими словами, мотивация – это интерес к учебе.

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании подрастающего поколения. Насколько значима эта школьная ступень особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей.

Как же сделать учение более интересным для ребенка?

В начальной школе был, есть и будет только один способ поднять интерес школьника к учебе – использовать его любознательность и его ( еще не утраченную ) доверчивость и открытость.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Результат деятельности человека на 30% зависит от интеллекта, и на 70% - от мотивов!


Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу. Хочет ли он учиться? В ответ вы услышите, что получать он хочет только пятерки. Все родственники тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность и желание учиться. Но такой мотив не очень долго сохраняет свою силу. К сожалению. Приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассника нередко гаснет радостное ожидание учебного дня, ослабевает первоначальная тяга к учебе.


Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении мотивов, которые лежат не вне, а в самом процессе обучения, т.е о развитии познавательных мотивов.


Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Условия для развития интереса к обучению:

Личность

Учителя


Содержание Методы

учебного и приемы

материала обучения

Адекватная

заинтересованность

родителей

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребности – это двигатель активности.

Далее

Человек начинает действовать, ставить цели

Далее

Формируется познавательный мотив.

Переход от потребности к действию осуществляется через самостоятельную деятельность ребенка. ( пусть не всегда красиво, но сам!)

На этом этапе часто в процесс вмешиваются заботливые родители, которые согласны выполнить задание за ребенка, лишь бы он получил похвалу учителя. Процесс становления познавательного мотива замедляется, а порой даже нарушается.

В ходе самой учебной деятельности ( в зависимости от условий ее организации, атмосферы и типа общения с учителем, сверстниками, похвалы старших ) потребности совершенствуются и появляется мотивация к созиданию.

Мотивация

внешняя внутренняя

Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее есть свои плюсы и минусы. Соревновательная мотивация – типичное явление в школе и нередко приводит к неплохим результатам, когда дети стараются не отстать друг от друга.

Важно обеспечить посильный уровень сложности материала. Если у школьника в ходе учения создается постоянная удовлетворенность ( что возникает при облегченных требованиях, когда все преподносится в готовом виде, при завышении отметок ), то это приводит к свертыванию познавательной активности. А разумное сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности приводит школьника в потенциально активное состояние. Тогда мы, учителя, говорим, что у детей «блестят глазки».

Смысл деятельности человека не только в том, чтобы получить результат, но и в самом процессе, где можно проявить физическую и умственную активность, т.е в процессуальной стороне деятельности.

Процессуальная сторона – ведущая в мотивации дошкольника, ведь удовольствие от игры – в ее процессе, а не в результате.

В учебной деятельности школьника процессуальная сторона - стремление преодолеть препятствие, испытать свои силы и возможности - может стать личностно значимым мотивом ученика.

Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно создать предпосылки мотивации и к концу начального образования сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами:

*мотив самоусовершенствования (быть культурным, развитым, умным);

* мотив самоопределения (после школы пойти работать или поступить в институт);

Это результат рассуждения взрослых ( будешь хорошо учиться – станешь летчиком, врачом..)

Мотивы эти внешние, и они имеют право быть. А учебно-познавательные мотивы не занимают пока ведущего места, что вполне естественно, т.к ребенок еще не занимался учебной деятельностью.

Учитель начальных классов должен осторожно «переселить» ученика из игрового вагона - в вагон учебный.

Все происходит диалектически, и начало школьного обучения совпадает с началом нового витка спирали развития.

А в младенчестве было так:

*Машинка-погремушка (просто держу, изучаю)

*Машинка-игрушка ( едет, крутятся колеса)

* Ролевая игра с машинкой

* Фантазия ( строю дорогу, гараж для машины, соревнование машин …)

Из детей, рано разучившихся играть, вырастают самые невезучие взрослые.

Также и в начальной школе.

Сама игра постепенно уступает место игровым моментам, далее в игровую оболочку заключается познавательная деятельность и получается познавательная деятельность в игровой оболочке, далее игровая оболочка заменяется занимательной и получается новая ступень – познавательная деятельность в занимательной оболочке, далее – сама познавательная деятельность с учебно-познавательными мотивами.

Вот так плавно мотив игровой может заменяться мотивом учебным, но нельзя пускать процесс на самотек, иначе произойдет то, что часто бывает в школе: спад положительной мотивации к концу младшего школьного и началу подросткового возраста.


Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе учебной деятельности как самые бескорыстные. Я стараюсь воспитать своих учеников «жадными до знаний», чтобы знания стали их «пищей».

Как это сделать?

Во-первых:

Убедить ученика в важности знаний. У нас, взрослых, есть жизненный опыт, а у них – нет. Иногда надо стать на точку зрения ученика и понять, что для них важно. Убежденность ученика в тех или иных знаниях создает смыслообразующий мотив. Использую:

  • Наблюдение за работой людей разных профессий;
  • Создание ситуации на уроке, когда ученик должен решить практическую жизненную задачу;

Приемы:

  • «Оратор» ( за 1 минуту убедить одноклассника, что данная тема ему просто необходима)
  • «Автор» ( предлагается ученику стать автором учебника и объяснить необходимость данной темы)


Поощрение и наказание – очень действенные мотивы, они должны открывать ученику перспективы развития.

Сила воздействия оценки зависит не только от содержания, но и от того, как она преподносится.

- Результат труда – в баллах;

-Отношение к работе – в корректных оценочных суждениях.

Только мотивированная оценка представляется ребенку справедливой, что создает положительный эмоциональный настрой.

Во-вторых:

Даем ( грузим) знания, желательно пока облаченные в игровую либо сказочную форму. Но порционно, с оглядкой: усвоили – не усвоили. И все в сопровождении поддержки. Но теперь не просто мотивированное поощрение, а сравнение с

« НИМ ВЧЕРАШНИМ» ( сегодня тут у тебя получилось лучше, а здесь еще нужно поработать, я тебе в этом помогу)

На данном этапе уместны приемы:

  • «Привлекательная цель» ( освободим принцессу из замка злодея, выполнив следующие задания…)
  • «Собери числовые или буквенные пазлы», реши примеры и раскрась в зависимости от ответа разными цветами фрагменты рисунка, чтобы получить картинку ….
  • «Фишбон» ( детальный разбор материала в игровой форме)

В-третьих:

Усложняем (идем вширь),

Заменяя игровые моменты занимательными, вводим последовательности, закономерности, развиваем фантазию.

Приемы:

  • «Творческое задание» ( придумать концовку, составить картинный план, составить алгоритм действий)
  • «Фантастическая добавка» ( перескажи произведение с позиции необычного героя: Гаршин «Лягушка-путешественница» - от лица прутика; Куприн «Сказка о жабе и розе» - от лица розы или солнца)
  • «Привлекательная цель» ( например, что станет с нашей речью, если исчезнут предлоги? ..)
  • «ДА- нет-ка» ( ученики отгадывают слово, задавая учителю наводящие вопросы, на которые он может отвечать только «ДА» или «НЕТ»)

В-четвертых:

Усложняем (идем вглубь)

Учимся анализировать, учимся улавливать аналогии, использовать интересные факты из жизни, из различных областей науки, выполнять проекты, самостоятельно добывать знания из различных источников.

Приемы

  • «Проблемная ситуация»
  • «Разрешение парадокса»
  • «Удивляй-ка» ( перенесемся на уникальную планету, где то-то есть, а того-то нет. Примем решение, найдем выход)
  • «Практик» ( приведи 5 примеров применения данных знаний в жизни)
  • «Отсроченная загадка» ( вводится в конце урока, чтобы с нее начать следующий, а ученики за это время могли обдумать решение).
  • «Магазин» ( например, «Я покупаю кошку, потому что это слово обозначает одушевленный предмет и стоит в форме единственного числа)
  • «Оппонент» ( «Я услышал вас, но думаю иначе, потому что ….)
  • «Профи» ( например, ты – врач. Как поможет тебе знание этой темы?)
  • «Стратег» ( что необходимо знать, чтобы написать проверочную работу на «5»?)
  • «Своя опора» ( ученик пользуется во время ответа самостоятельно составленной схемой или опорой)
  • «Моя цифра №..» ( по просьбе ученика распределение детей для ответа по уровню тревожности или подготовленности)
  • «Тетрадь без двоек»
  • «Рекордсмен» (большее количество отличных отметок)


Большое внимание уделяю использованию интересных фактов и знаний для составления задач на сравнение, при изучении тем «Величины», «Многозначные числа».

В классе и у каждого ученика дома есть карта мира, на которой находим все объекты, о которых упоминается в ходе урока или при самостоятельных занятиях дома.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у младших школьников.

Три основные направления по формированию учебной мотивации...

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения

Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....

«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»

Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...

Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...