Выступление на ГМО
статья

Олейник  Оксана Вячеславовна

В данной работе предложены приемы и практические задания для формирования математической грамотности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на:

  • освоение начальных математических знаний;
  • формирование функциональной математической грамотности обучающегося.

Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий становятся показателями сформированной функциональной грамотности.

Математическая         грамотность,         по         словам         А.         А.         Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед собой цели и задачи, уметь высказывать свое мнение.

Главная наша цель - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.


Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это задачи, в которых требуется отыскать факты и методы, выполнить вычисления.

Второй уровень (уровень установления связей) задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики.

Третий уровень (уровень рассуждений) задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.  

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 1 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

Приемы, используемые на уроках – это задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.

Предлагаем рассмотреть задания по формированию математических компетенций, применяемых на уроках математики.

Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

  1. Какая могла быть текстовая задача?

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/503/503471/6301e6043bb75571133794.gifhttps://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/503/503471/6301e6043bf6a288200035.gif   27

18

  1. Вместе у Иры и Яны 10 конфет. Сколько у кого было конфет. Если у Иры больше, чем у Яны.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/503/503471/6301e6043bfbc608473868.gifhttps://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/503/503471/6301e6043bfbc608473868.gif

? = 10

После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)

Нестандартные задачи (практической направленности)

  1. Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? 

  1. Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

  1. В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?(методом подбора)

Практико-ориентированные задачи.

Особое внимание уделяем задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

В учебниках таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.

Допиши единицы измерений(3 класс):

  • площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
  • длина дорожки 50
  • площадь кухни 12
  • высота окна 145
  • длина гвоздя 100
  • высота дома 16
  • рост школьника 1 360

Задача (3 класс)

Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.

Название тарифа

Цена 1 минуты разговора

Дополнительные условия

«Детский»

50копеек

Нет условий

«Подарочный»

25 копеек

После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту

«Дружеский»

15 копеек

До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек

В этой задаче рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.

Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.

Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Практическое задание.

Задача № 1.

Внимательно рассмотрите билет в театр и займите указанное место.

Ответьте на вопросы, используя текст билета.

1.Какой адрес у театра?

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4. Вы вышли из дома в 18 ч  05 мин. Путь до театра займёт 35 минут. Успеете ли вы к началу представления?  

5.Название спектакля.

Ответьте на вопросы, используя текст билета.

1.Какой адрес у театра?

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4. Вы вышли из дома в 18 ч  30 мин. Путь до театра займёт 45 минут. Успеете ли вы к началу представления?  

5.Название спектакля.

Ответьте на вопросы, используя текст билета.

1.Какой адрес у театра?

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4. Вы вышли из дома в 17 ч  30 мин. Путь до театра займёт 1ч.15 минут. Успеете ли вы к началу представления?  

5.Название спектакля.

Задача № 2 «Покупка»

Весной любим блюдом бывает окрошка. Предлагаем вам сходить за покупками и приобрести все необходимые ингредиенты.  Сейчас время около 11 часов утра и вы отправляетесь  за покупками в магазин. Сегодня день недели вторник. Во  вторник в некоторых магазинах действуют скидки. Вы взяли с собой 1 000 руб. и список необходимых покупок: огурцы, картофель, яйцо, колбаса, сметана, квас, пучок зелени. В микрорайоне находятся магазины, со следующими ценами на интересующий товар (см. таблицу).

 

Как вы думаете, в каком магазине вы сделаете выгодную покупку?

Название магазинов

«Пятёрочка» +5 % скидка

«Магнит» +10 % скидка

«Монетка»

Список продуктов

1

Огурцы

219

189

229

2

Яйцо

160

159

110

3

Картофель

85

80

81

4

Колбаса

379

359

349

5

Зелень

80

79

83

6

Квас

127

119

110

7

Сметана

77

79

84

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют  функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 

На своих уроках я использую коллективные виды работ, потому что ни делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. А я получила возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Я могу отметить, что используемые мною на уроках формы и методы работы способствовали развитию функциональной грамотности учащихся. Мои ученики показали достойный уровень личного саморазвития, они проявляют активную самостоятельность в приобретении знаний, они не боятся сделать ошибку, учатся решать учебные проблемы, которые я перед ними ставлю.

Главная наша цель - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Поэтому я пришла к выводу, что начатую работу по развитию математической грамотности нужно продолжать, использовать апробированные формы работы и виды заданий, а, следовательно, повышать качество знаний по предмету. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....