программа
материал

Кузнецова Марина Александровна

Мир моих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_moih_sposobnostey_.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова М.А.

Программа 

по выявлению и развитию способностей обучающихся

начальных классов

Пояснительная записка

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.  

Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного  процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

Учитель, в свою очередь, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. У одних детей есть художественные способности, у  других – спортивные, кому-то дан дар слова, а у кого-то хорошо развиты математические способности. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению. Есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Начальная школа – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.

Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • разработка системы диагностики одаренных детей.

Основными направлениями реализации программы являются:

  • создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:
  • внедрение передовых образовательных технологий,
  • формирование банка данных по проблеме одаренности,
  • укрепление материально-технической базы.
  • методическое обеспечение работы с одаренными детьми:
  • повышение уровня профессионального мастерства педагога,
  • организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми:
  • участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня -  школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Реализация цели и задач программы основывается на принципах:

  • дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности младшего школьника;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
  • усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Реализация программы по выявлению и развитию  способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:

1 этап - диагностико-организационный включает в себя:

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей;
  • анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
  3. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  4. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Прогнозируемые результаты программы:

  1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
  2. Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Развитие творческого и логического мышления учащихся.

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Способность к рефлексии.

5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

6. Уровень коммуникативной культуры.

  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  • Опросник субъектного отношения

одаренного ребенка к деятельности,

самому себе и окружающим.

  • Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»
  • Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации»…

Удовлетворенность учащихся,

педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе

1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы.

2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Конкурентоспособность

одаренных  учащихся

1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

  • Методики статистического анализа

данных, их динамика.

  • Методика «Карта одарённости»

Примерный план работы по выявлению и развитию  способностей обучающихся

№ п/п

Мероприятия

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей.

Создание банка данных по одарённым детям.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник».

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», «ЧИП», «Ступеньки», «Лисёнок».

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам.

Участие в районном конкурсе Веб-проектов.

Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов.

Участие в предметных неделях.

Контроль и организация сети занятий по интересам.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы.

Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...