Безотметочное обучение в 1 классе.
статья (1 класс)

Калдина Елена Николаевна

Данный материал был подготовлен из опыта работы для выступления на педагогическом совете по теме "Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezotmetochnoe_obuchenie._vystuplenie_na_pedsovete.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы.

Безотметочное обучение в 1 классе.

Подготовила Е.Н.Калдина,                                                                                                                                   учитель начальных классов

В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.  

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

  Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

  1. оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;  

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки и самооценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе. Это:

  1. оценочные суждения
  2. поощрения (мимические, словесные, материализованные – наклейки в тетради)
  3. светофор (оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь)
  4. «Волшебные линеечки» как инструмент небаллированной оценки (Г.А. Цукерман) тоже в моём арсенале.

Подробнее остановлюсь на последнем способе оценки и самооценки.

Волшебная линеечка напоминает ребёнку измерительный прибор. Они представляют собой вертикальные отрезки, на которых ребята ставят крестики, оценивая свою работу, работу класса. Чем правильнее выполнена работа, тем выше ставится крестик. Сначала детям предлагаю оценить работу класса по 3 критериям: дисциплина, активность и правильность ответов в конце каждого урока. Когда ребята привыкнут к такому виду самооценки, волшебные линеечки появляются в тетрадях на полях.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки высотой 4-6 клеточек, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне. Совпадения детской и учительской оценок означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать” и должно в обязательном порядке словесно поощряться.

Давайте проанализируем данную работу ученика:

Мы видим, что работа написана неаккуратным почерком, но ребёнок был очень внимателен. Ясно, что это - не просто оценка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения и постараться хоть немного улучшить почерк.

Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи, соотносить свою оценку с оценкой учителя, удерживает учебную функцию оценки (крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании), помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

Рейтинговая система оценивания как средство контроля и учёта знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения

Использование безотметочного обучения способствует формированию оценочной самостоятельности учителя и влияет на «образовательную» политику школы. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы с...

Реализация способов безотметочного обучения в первом классе.

Безотметочное обучение введено нормативно в 1-ом классе. Для развития внутренней мотивации учебной деятельности первоклассников предлагаю вашему вниманию один из способов решения проблемы безотметочно...

Безотметочное обучение в 1 классе

Материал пригодится учителям,работающим в 1 классе...