Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендации к оцениванию школьников с точки зрения гуманной педагогики, представлены сведения, содержащиеся в портфолио ученика 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение в начальной школе

                                 План.

1.Оценка достижения школьников. Исторический аспект.

2. Использование безотметочной системы в начальной школе.

3. Рейтинговая система оценивания.

I. Оценка достижения школьников. Исторический аспект.

     В России накоплен большой опыт вариантов оценочных систем, которые в последующие периоды подвергались критике, но, тем не менее ко многим мы возвращаемся вновь.

     В начале 19 века в лицеях существовали оценки за испытания и за поведение. Форма оценок изменялась – были словесные характеристики, бальные отметки. Так, в Царскосельском лицее оценки на экзаменах до введения бальной системы устанавливались словесные: «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет сведений». Приведу пример записей учителя об А. С. Пушкине: «Успехи в латинском языке хороши; в русском не столь тверды, сколь блистательны. В логике: хорошие успехи. Слабое прилежание. Одарён понятливостью, проницательностью и вкусом. Весьма ленив».

     В 1834 году вводится 7 степеней оценки:

1 степень – отлично хороший успех

2 степень – весьма хороший успех

3 степень – хороший успех

4 степень – успех удовлетворительный

5 степень – посредственный успех

6 степень – худой успех

7 степень – весьма худой успех 

   

     К семидесятым годам 19 века в учебных заведениях России вводится пятибалльная система оценивания:

5 – «отлично»,

4 – «хорошо»,

3 – «удовлетворительно»,

2 – «посредственно»,

1 – «слабо»,

0 – «совершенное незнание».

Из класса в класс ученики переводились только на основании среднегодовых отметок, каждая из которых должна быть не ниже «3». Экзамены как таковые, с билетами и экзаменационной комиссией не устраивались.

     В 1915 – 1916 годах был разработан проект реформы средней школы. В условиях реформирования школ в России в 1918 году было принято постановление «Об отмене отметок». Перевод из класса в класс производился на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

 

     В 1935 году   вновь вводятся 5 степеней оценки успеваемости учащихся: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично».

     В настоящее время в образовательной системе России принята к использованию система оценки знаний учащихся, которая определена едиными государственными программами ещё в советской школе.

     Система оценивания всегда волновала педагогов своего времени, её изменения были связаны с изменениями в общественной и педагогической жизни страны. Пятибалльная система, которая длительное время использовалась и используется в современной школе, не может дать полного представления об индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка. В данной ситуации, естественно, возникает необходимость в введении новой системы оценивания.

2. Использование безотметочной системы в начальной школе.

       Изменения, прошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, - влекут за собой и изменение системы оценивания.

       Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

         Традиционная пятибалльная система оценивания:

•  не даёт полноценной возможности формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);

•  затрудняет индивидуализацию обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребёнка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой;

•  является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

•  часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребёнка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребёнка. Всё это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Вот какое отношение к оценке высказывает В. А. Сухомлинский:

«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».

                                                                   В. А. Сухомлинский

      Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса. Повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

      Следует отметить, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения начался в 50-е годы XX века под руководством Шалвы Александровича Амонашвили. В 2007 году в городе Набережные Челны он проводил авторский семинар, на котором мне удалось побывать. Учителям, пытающимся познать гуманную педагогику,  он  предлагает  усвоить следующие правила.

«Золотые»  правила гуманной педагогики:

1.Не доставляйте детям те неудобства, то раздражение и горе, которые доставляли вам когда – либо ваши учителя. Не мстите детям за ваше прошлое.

2. Ребёнок будет тянуться к вашим урокам, если он увидит в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни.

3.Учителя гордятся своими сильными учениками, а должны гордиться слабыми учениками, которые стали сильными.

4. Есть учителя – предметники – те, которые идут к детям с предметом, а есть учителя – воспитатели – те, которые с детьми идут к предмету. Надо быть учителем – воспитателем и вместе с ребёнком идти к предмету.

       Ранее педагогом называли человека с палкой, провожающего ребёнка в школу и встречающего из школы. Но потом это слово приобрело совершенно другое значение. Педагог – человек, обучающий и воспитывающий детей. Выбросил ли педагог свою палку, став учителем и воспитателем? Нет, не выбросил! Наши отметки и есть перевоплощённая форма этих палок и прутьев.

          Какое же определение даёт отметкам Ш. А. Амонашвили?

Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аномалией.

                Как же действует отметка на учеников?

«2» - уничтожающая

«3» - равнодушная

«4» - обнадёживающая

«5» - торжествующая

 Вспомните картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Обратите внимание, ребёнка, получившего двойку, не принимает ни мама, ни младший брат, ни старшая сестра, его принимает только собака, радуясь приходу мальчика. Так же и в жизни. Ставя ребёнку очередную двойку, задумываемся ли мы о том, что творится в его душе? Такой ребёнок нуждается в нашей помощи, поддержке.

Опять двойка

Очень интересно мнение  Ш. А. Амонашвили об отметке за четверть:

     «Отметка за четверть – это когда голову положишь в духовку, а ноги – в холодильник. В середине тела и есть отметка за четверть, средний бал». Как можно точно выставить эту отметку?

     Я считаю, что безотметочное обучение необходимо ввести в 1 классе и в первом полугодии 5 класса в целях более успешной и лёгкой адаптации обучающихся, а в остальных классах необходимо вводить рейтинговую систему оценивания, главное назначение которой – ранжирование по успешности усвоения изученного материала. Данная система успешно функционирует во многих странах.

     Например, во Франции сегодня учатся по 20-бальной системе. Причём высшим пилотажем считается заработать 14-16 баллов, а те, кто получает 10-14 баллов, могут смело называться хорошистами.  10-бальная система уже принята в некоторых странах СНГ - в Белоруссии, Латвии, 12- бальная - в Молдове, Украине. При 12 – бальной системе отличником считается ученик, который учится на 10, 11, 12. Такой ученик, окончив школу, награждается золотой медалью.

         Что касается начальной школы, то во вторых – четвертых классах следует, по моему мнению, совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так хотят получать дети. Считаю, что не за все работы нужно каждому ученику надо ставить отметки. А такие предметы, как ИЗО, технология, физическая культура и музыка должны быть переведены на зачётную систему оценивания.

          Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.

Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учёными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к её построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы её организации.

              Функции безотметочного обучения:

  1. Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.
  2. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.
  3. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

      При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Как же строится работа в 1 классах нашей школы  в условиях безотметочного обучения?

При отслеживании уровня развития тех или иных компетенций и способов деятельности по предметам учителя начальной школы используют портфолио, в котором отражены индивидуальные достижения обучающихся.

Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-    поощрять их активность и самостоятельность;

-   развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности

             учащихся;
       -  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

«Портфолио» рассматривается школой еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.

        В течение всего первого года обучения проводится мониторинг уровня сформированности тех или иных умений.

 По математике оцениваются следующие компетенции:

                    - умение выполнять арифметические действия,

                    - умение составлять краткую запись,

                    - умение решать задачи,

                    - умение сравнивать,

                    - умение выполнить рисунок к задаче.

Портфолио ученика 1 класса отражает следующие аспекты:

  1. Уровень психологической готовности к школе.
  2. Результаты обследования логопеда.
  3. Уровень развития мотивационной и интеллектуальной сферы обучающегося.
  4. Результаты техники чтения.
  5. Результаты усвоения основных тем по предметам.

        Перечень основных для усвоения тем составляется учителем  на         основе требований обязательного минимума содержания          образования в начальной школе и его рабочей программы. Качество усвоения учитель отмечают в карте достижений  путем закрашивания квадратика в определенный цвет: красный – знания и умения сформированы, синий – знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки, зелёный – знания и умения сформированы слабо, серый – знания и умения не сформированы. Здесь фиксируются оценки по всем формируемым на данном этапе знаниям и умениям.

6.Контрольные и самостоятельные работы по основным темам. 

7.Результаты тестирования по выявлению причин школьных

       трудностей в различных учебных дисциплинах.

    8.  Занятость в кружках.

    9.  Грамоты за участие в различных конкурсах, как в урочной, так и

         во внеурочной деятельности.

    10. Лучшие творческие работы обучающегося.

В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки  применяются во всех классах начальной школы.

Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой. Приёмов обучения объективной самооценке, применяемых учителями достаточно много.

Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нём будут ошибки и несовершенства. Если провести этот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. При этом необходимо особенно отметить заслуги именно тех детей, которые в своей первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами.

В 1 классе особенно важна роль учителя, насколько он может одобрить, заметить и отметить самые незначительные подвижки в обучении каждого  ребёнка.

Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хвосте». Такое отставание может быть связано с несколькими причинами:

  • исходной неподготовленностью ребёнка к школе;
  • с семейными проблемами;
  • с характерологическими особенностями ребёнка;
  • с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребёнок расплачивается низкой школьной успешностью.

     Именно в 1 классе основное внимание учителя должно быть направлено на выявление причин неуспеваемости ребёнка по основным предметам и способы их устранения. С этой целью широко используются:

1. «Таблицы школьных трудностей».

2. «Психодиагностические методики».

3. «Развивающие упражнения для каждого отдельного случая».

Результаты в виде таблиц заносятся в порфолио.

Безотметочная система обучения в 1 классе - лишь первый шаг в решении задач, поставленных перед обновляющейся школой.

Мотивационная сфера

Класс

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

       +

Интеллектуальная сфера

Класс

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

       +

Результаты тестирования по выявлению причин школьных трудностей в различных учебных дисциплинах.

№ п/п

Причины возникновения трудностей

Есть или нет?

1.

Низкий уровень восприятия.

+

2.

Низкий уровень ориентировки в пространстве.

3.

Недостатки в развитии внимания.

4.

Недостатки в развитии памяти.

5.

Недостатки в развитии мышления.

6.

Недостатки в развитии речи.

+

7.

Несформированность приёмов учебной деятельности.

+

8.

Индивидуальные типологические особенности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безотметочное обучение в начальной школе Составила: учитель I квалификационной категории Полонская И.В.

Слайд 2

I . Оценка достижений школьников. Исторический аспект. 1 степень – « отлично хороший успех» 2 степень – « весьма хороший успех» 3 степень – « хороший успех» 4 степень – « успех удовлетворительный» 5 степень – « посредственный успех» 6 степень – « худой успех» 7 степень – « весьма худой успех» 5 – «отлично» 4 – «хорошо» 3 – «удовлетворительно» 2 – «посредственно» 1 – «слабо» 0 – «совершенное незнание»

Слайд 3

2. Использование безотметочной системы в начальной школе. Традиционная пятибалльная система оценивания: не даёт полноценной возможности формирования у учащегося оценочной самостоятельности; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.

Слайд 4

«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы». В. А. Сухомлинский

Слайд 5

Ш.А. Амонашвили - педагог - новатор, доктор психологии, профессор, академик Российской Академии образования

Слайд 6

«Золотые» правила гуманной педагогики: Не доставляйте детям те неудобства, то раздражение и горе, которые доставляли вам когда – либо ваши учителя. Не мстите детям за ваше прошлое. Ребёнок будет тянуться к вашим урокам, если он увидит в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни. Учителя гордятся своими сильными учениками, а должны гордиться слабыми учениками, которые стали сильными. Есть учителя – предметники – те, которые идут к детям с предметом, а есть учителя – воспитатели – те, которые с детьми идут к предмету. Надо быть учителем – воспитателем и вместе с ребёнком идти к предмету.

Слайд 7

Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аномалией. Ш.А. Амонашвили Как же действует отметка на учеников? «2» - уничтожающая «3» - равнодушная «4» - обнадёживающая «5» - торжествующая

Слайд 8

Ф.П. Решетников « Опять двойка »

Слайд 9

Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Функции безотметочного обучения : здоровьесберегающая психологическая динамическая

Слайд 10

«Портфолио» ученика является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Слайд 11

Портфолио ученика 1 класса отражает следующие аспекты: Уровень психологической готовности к школе. Результаты обследования логопеда. Уровень развития мотивационной и интеллектуальной сферы обучающегося. Результаты техники чтения. Результаты усвоения основных тем по предметам. Контрольные и самостоятельные работы по основным темам. Результаты тестирования по выявлению причин школьных трудностей в различных учебных дисциплинах. Занятость в кружках. Грамоты за участие в различных конкурсах, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Лучшие творческие работы обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОРТФОЛИО  СОБРАНО  ИЗ НЕПОЛНОГО  КУРСА  ОБУЧЕНИЯ  В ДАННОЙ  ШКОЛЕ  (  С 3 - 4 КЛАССЫ)...

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».

    В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной зад...

Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...