МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».
проект

Мусиенко Татьяна Ивановна

      В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

        Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию организации учебной деятельности в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых через организация обучения младших школьников работе с портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_porfolio_uchenika.docx72.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС

«Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        2

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ        3

 1.1 Цели и задачи проекта         4

2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ         5

2.1 Значения слова портфолио        5

 2.2 Зачем портфолио ученику        6

  2.3 Виды   портфолио        7

2.4 Требования к оформлению портфолио         9

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        10

   3.1 Роль портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО        10

  1.  Этапы работы над проектом        11
  2.  Содержание и структура   портфолио        12

   3.4 Оформление портфолио        14

   3.5 Критерии оценки достижений обучающихся входящих в портфолио         15

   3.6 Комплексная оценка достижения  планируемых результатов        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         30

ЛИТЕРАТУРА        31

ПРИЛОЖЕНИЯ        32

        

ВВЕДЕНИЕ

      В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

        Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

          Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Уже  в младшем школьном возрасте ученик  должен задаваться вопросом, какое значение и какой смысл имеет для него учение, и уметь на него отвечать. Одним из важнейших показателей смысловой ориентации школьников является учебная мотивация. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету, осознается его ценностная значимость для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию организации учебной деятельности в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых через организация обучения младших школьников работе с портфолио.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

         В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

    В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

     -становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

     -формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

     - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

     Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

      Портфолио ученика выступает как одна из составляющих системы оценки достижений планируемых результатов в рамках ФГОС. Это наиболее адекватный инструмент для оценки динамики образовательных достижений обучающихся и эффективная  форма социального партнерства – детей, родителей и педагогов.

  1. 1  Цели и задачи проекта

Цель проекта:  разработка и внедрение модели портфолио как технологии управления качеством образовательного процесса и индивидуальным прогрессом в образовании конкретного ученика. 

Исходя из цели проекта выдвинуты следующие задачи:

  • создание условий для формирования умения учиться;
  • умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
  • расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании;
  • введение альтернативных форм оценивания.

Тип проекта: методический.

Участники проекта: все участники образовательного процесса.

Объект исследования: процесс оценки учебных достижений учащихся .

Предмет исследования:  портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.

Сроки реализации проекта: 4 года
Ожидаемый результат  проекта
:   портфолио 

Методы и приемы исследования:

  1. Сравнение, сбор информации, её систематизация.
  2. Творческая работа по созданию  портфолио.
  3. Изучение   ресурсов по созданию  портфолио.
  4. Анализ, оформление результатов работы.

Этапы проекта:

I этап – 2016 год – подготовительный;

II этап – 2016 – 2019  годы – реализация проекта;

III этап –  2019 – 2020 учебный год– анализ работы по реализации проекта: презентация на школьном конкурсе «Портфолио ученика», подведение итогов, обобщение опыта.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для создания своего собственного портфолио.

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        2.1 Значения слова портфолио

       Что означает это красивое и звучное слово?

       Портфолио  англ. portfolio портфель, папка для важных дел или документов- собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста (обычно художника, архитектора, фотографа, фотомодели и др.).  Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

       Портфолио —     новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно познавательной деятельности, включая самооценку (Голуб Г   Педагогический терминологический словарь).

       Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде ( Русский орфографический словарь).

Портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.  (Педагогический словарь библиотекаря. - Спб: РНБ, 2005-2007).

           Фотографы, дизайнеры, художники, архитекторы, стилисты и модельеры — это основные профессии, которым необходимо портфолио. Специалистам этих профессий важно не только показать свои лучшие работы, но и предоставить образцы работ или эскизы.

      Кроме вышеперечисленных профессий, которым обязательно иметь портфолио, существуют и другие, которым его наличие не обязательно, но оно может увеличить шансы трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице. К таким профессиям можно отнести программистов, копирайтеров, журналистов, маркетологов, юристов, адвокатов и даже учителей. У программистов в портфолио могут входить, написанные ими программы и приложения, веб-сайты, примеры программного кода, которые решают непростые задачи. У копирайтеров и журналистов — лучшие статьи и публикации. У юристов и адвокатов — примеры сложных вопросов и дел, с которыми они успешно справились. Учителя могут предоставить информацию о повышении успеваемости учащихся на предыдущих местах работы, результаты научной деятельности или разработанные методологии обучения.
        На самом деле портфолио можно составить практически для любой профессии. По сути, простейшая его форма — резюме, которое снабжено списком достижений кандидата на предыдущих местах работы в разделе «дополнительная информация» или же в основной его части. В дополнение к краткому резюме можно составить расширенный документ с важнейшими достижениями и примерами успешной деятельности.

     В условиях высокой конкуренции на рынке труда, такой документ, безусловно, сыграет  на руку, и позволит работодателю по достоинству оценить вашу кандидатуру.

2.2  Зачем портфолио ученику

       Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки личных достижений школьника в определенный период его обучения.

       Портфолио ученика необходимо для повышения самооценки школьника, для развития индивидуальности ребенка и его творческого потенциала, для совершенствования навыков самооценки и развития стремления к совершенствованию.

        Портфолио школьника - это копилка работ, всесторонне демонстрирующая результаты, достигнутые учащимся в различных видах деятельности и усилия, приложенные для их достижения.

       Портфолио ученика является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

        Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

2.3  Виды   портфолио

Портфолио может быть нескольких видов:

  • Печатное;
  • Электронное;
  •  Онлайн.

Наиболее распространенными являются:

«Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:

  • перечень представленных в портфолио официальных документов с указанием даты внесения документа в портфолио;
  • все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
  • грамоты, дипломы, сертификаты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.;
  • систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведет учитель начальных классов (материалы и листы наблюдений);
  • систематизированные материалы текущей оценки: результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения), отдельные листы наблюдений, оценочные листы;
  • результаты тематического тестирования, материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;
  • выборочные материалы самооценки учащихся
  • благодарственные письма.

«Портфолио работ» содержит выборки детских работ — формальных и творческих, проектных, исследовательских, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий, рассуждений, творчества, рефлексии

Таблица №1 Сравнение наиболее распространенных типов портфолио.

Тип портфолио

Достоинства

Недостатки

«Портфолио документов» 

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов .

«Портфолио работ» 

Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

2.4 Требования к оформлению портфолио

         В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классный руководитель, учителя, психологическая служба, администрация школы.

     Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы , образовательный  рейтинг.

         Классный руководитель и учителя  ранжирует с учеником представленные документы. Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на  группы:  официальные и творческие работы.

При формировании портфолио соблюдаются принципы:

  • добровольности ведения портфолио;
  • систематичность и регулярность ведения портфолио;
  • достоверность сведений, представленных в портфолио;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • разборчивость при ведении записей;
  • наглядность.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Роль портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО

      Самооценка в младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходит не слишком болезненно, если учитель  вовремя обратит на это внимание.

      Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

        Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

         Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль  под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

             Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

     Портфолио является одним из  средств развития самооценки младших школьников.

       Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

     В соответствии с требованиями нового  Стандарта,  итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе  ученика на следующую ступень образования)  принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.    

3.2  Этапы работы над проектом

     Познакомившись с литературой по данному вопросу и изучив опыт работы педагогов в данном направлении, я поставила перед собой цель: создать положение о портфолио  и организовать работу по его ведению в соответствии с разработанным положением среди педагогов нашей школы.

Эта работа строилась  поэтапно.

      На подготовительном этапе  был разработан проект положения о портфолио, который выносился на обсуждение педагогического коллектива. С учётом внесённых изменений и дополнений на заседании МО учителей начальных классов было принято «Положение о портфолио в МБОУ  СОШ № 12».

                                    Приложение №1

      На основном этапе было организовано систематическое методическое сопровождение педагогов нашего коллектива через заседания МО, практико-ориентированные семинары и конференции.

  • Заседание МО «Разработка требований к портфолио ученика в соответствии с ФГОС. Проект положения о портфолио».
  • Семинар «Портфолио ученика как средство реализации требований ФГОС».
  • Семинар «Проектирование системы оценки достижений планируемых результатов по предмету в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Заседание МО «Система оценки достижений планируемых результатов по предметам и УУД в соответствиями с требованиями ФГОС»
  • Конференция «Портфолио ученика начальной школы как одна из составляющих системы оценки достижений планируемых результатов» (при переходе из начального в среднее звено)

       На этом же этапе шла работа с обучающимися  и их родителями.

На родительских собраниях         были проведены консультации  о необходимости ведения портфолио, ознакомление родителей с положением о портфолио, предоставлены  варианты его оформления.

Приложение №2

На классных  часах обучающиеся узнали о необходимости ведения портфолио, познакомились с его структурой, вариантами оформления разделов, получили советы по их наполнению.

Приложение №3

Педагогическое сопровождение родителей и обучающихся по ведению портфолио было организовано регулярно через:

-работу по развитию навыков рефлексивной и оценочной                            деятельности учащихся;

     -анализ результатов успеваемости и досуговой деятельности учащихся;

   -формирование умения ставить цели, планировать и организовывать            собственную деятельность;

-получение промежуточных результатов по формированию портфолио;

-индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик

-анализ результативности работы по накоплению портфолио.

     Таким образом, портфолио в начальной школе стало  – специальным образовательным пространством, где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

  1.   Содержание и структура   портфолио

   Содержание  портфолио представлена следующей таблицей.

Таблица №2 Разделы  портфолио и формируемые УУД

 

УУД

Разделы портфолио

Мой мир

Учебные  предметы

Мои индивидуальные

достижения

Мои достижения

Личностные

Смысловая

линия

 «Я сам», «Я чувствую», «Мое отношение»

Автопортрет, «Моя семья»,

«Мир увлечений»,

«Мой город»,

«Моя школа», «Мой класс»,»Мо учителя», «Дополнительные занятия»,

Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…», правила поведения в школе, законы жизни класса

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей, таблица «Что такое хорошо и что такое плохо

Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», 

«Мои самые важные поступки в школе и дома»

Регулятивные

Смысловая линия

«Я могу», «Я  знаю как», «Я знаю разные способы»

«Что я могу, умею делать?»,

«Что я хочу делать и чему могу научиться?»

План-список чтения, план график работы в проекте, план-памятка решения задач, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (при возникновении опасности)

Самостоятельные работы по предметам

Самые лучшие работы

Общеучебные

Смысловая линия

 «Я учусь»

«Я учусь в школе – значит,  я ученик», «Дерево проблем», «Мои любимые книги»

«Мой класс»,

«Мои учителя»,

Вопросы для работы с разными видами текста

 Образцы самостоятельных работ

Словарь новых терминов, лучшие работы, сочинения

Коммуникативные

Смысловая линия

 «Мы вместе»,

 «Способы общения»

«Мои друзья»

«Мой класс»,

«Мои учителя»,

Памятка «Правила общения», рисуночные анкеты

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей

Продукты совместного

творчества      

   (с родителями, одноклассниками)

3.4 Оформление портфолио

  Портфолио ученика  состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), фото ученика.

РАЗДЕЛ 1 «Мой мир»

РАЗДЕЛ  «Мой мир » включает данные об ученике и его семье.

О  характере, о любимых  занятиях, сведения о школе,  учителях ,о  лучших друзьях в школе, о любимых предметах.

Учащиеся по желанию, могут рассказать  о членах семьи.,  о своём родном городе, о его интересных местах.  

РАЗДЕЛ 2 «Учебные предметы»

РАЗДЕЛ  «Учебные предметы»  имеет свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Обязательная часть (пополняется учителем): 

-        стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);   

-        итоговые стандартизированные работы по предметам.

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы),  результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

Материал сопровождается «Листами  самооценки».

РАЗДЕЛ 3 «Мои достижения»

РАЗДЕЛ  МОИ ДОСТИЖЕНИЯ  включает в себя все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы. Посещение занятий по внеурочной деятельности.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

РАЗДЕЛ 4 « Мои индивидуальные достижения»

РАЗДЕЛ «Мои  индивидуальные достижения» включает в себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:

1)Учебная деятельность.

2) Внеучебная познавательная деятельность.

      Использование накопительной системы оценивания (портфолио), позволяет отследить   индивидуальные образовательные достижения.

  1. 5  Критерии оценки достижений обучающихся входящих в портфолио

      Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  •  динамика результатов предметной  обученности, формирования УУД.

    Используемая в школе и классе  система оценки,  ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

       По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делаются выводы о:

  • Сформированности у учающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
  • Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Индивидуальном прогрессев основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Приложение№4

Оценка индивидуальных образовательных достижений  обучающихся ведётся «методом сложения» , на основании проведения мониторинга сформированности УУД.

    Мониторинг составлен на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

Типовые задачи формирования УУД

        Коммуникативные действия

Таблица №3 Критерии оценки коммуникативного компонента УУД

Базовые виды коммуникативных

УУД  (их содержание и функция)

Общий уровень развития  общения

(предпосылки формирования УУД)

Основные критерии оценивания

Типовые задачи

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Коммуникация как  общение (интеракция)

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению,

- умение слушать собеседника

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, - уважение иной точки зрения;

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору,

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

 «Правая-левая стороны» (Ж.Пиаже)

«Братья и сёстры»

«Ваза с яблоками»

«Кто прав?» (Г.А. Цукерман)

2.Коммуникация как   кооперация

Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

- умение договариваться,  находить общее решение,

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

«Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Листы наблюдений

Листы наблюдений

«Совместная сортировка»  

3.Коммуникация как  условие  интериоризации

Речевые действия, служащие средством  коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

«Узор под диктовку»

Листы наблюдений

Листы наблюдений

«Дорога домой»

Итоговые комплексные работы по окончанию 1класса, 2 класса, 3 класс, 4 класса

Приложение №5

        Личностные УУД

Таблица №4  Критерии оценивания личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

(показатели развития)

Основные критерии оценивания

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

1. Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

-  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Беседа о школе  (модифици-рованный вариант)  (Нежнова Т,А.

Эльконин Д.Б

Венгер А.Л.)

-

-

-

Самооценка

- когнитивный компонент – дифференцированность,

рефлексивность

- регулятивный компонент

Когнитивный компонент:

- широта диапазона оценок

- обобщенность категорий оценок

- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;  

- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

Регулятивный компонент:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,  связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

               -

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Методика «10 Я» (Кун)

2. Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности

- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- сформированность социальных мотивов

– стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

- сформированность учебных мотивов

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

«Незавершенная сказка»

«Беседа о школе»

(модифици-рованный вариант)  (Нежнова Т,А.

Эльконин Д.Б

Венгер А.Л.)

Опросник мотивации.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю,)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю,)

Приложение№6

Регулятивные действия

Таблица №5  Уровни сформированности целеполагания.

Уровни

Показатели сформированности

Поведенческие индикаторы с сформированности

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели,  нуждается в пооперационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

2. Принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

3. Переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

4. Принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при  выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познаватель-ной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

5. Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную                                                                                           цель и строит действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.

6. Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия

Уровни развития контроля.

Уровни

Показатели сформированности

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает  правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям

5. Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Уровни развития оценки.

Уровни

Показатели

Поведенческие индикаторы

1. Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

2. Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

3. Неадекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того,  знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

4. Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

 Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает  это неуверенно, с трудом

5. Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Виды диагностик:

1 класс  -Методика "Рисование по точкам". Методика «Кодирование»

 2 класс -  Выкладывание узора из кубиков

 3 класс  - Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

 4 класс -  Проба на внимание(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Приложение №7

Познавательные действия

Таблица №6  Компоненты и критерии оценки общего приёма решения задач

Компоненты приема

Содержание компонентов приема

Критерии оценки сформированности приема

I. Анализ текста задачи

1.Семантический анализ направлен на обеспечение содержание текста и предполагает выделение и осмысление:

- отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических,

- грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.),

- количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д.;

- восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации;

- выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).

2. Логический анализ предполагает:

- умение заменять термины их определениями;

-умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления).

3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи.

Анализ условия направлен на выделение:

а) объектов (предметов, процессов):

- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,

- рассмотрение количества объектов и их частей;

б) величин, характеризующих каждый объект;

в) характеристик величин:

- однородные, разнородные,

- числовые значения (данные),

- известные и неизвестные данные,

- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,

- отношения между известными данными величин.

Анализ требования:

- выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).

1. Умение логически рассуждать.

2. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

3. Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами.

4. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).

5. Умение выделять формальную структуру задачи.

6. Умение мыслить свернутыми структурами.

II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств

1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам;

2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели;

3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык.

1. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

2. Умение выражать структуру задачи разными средствами.

III. Установление отношений между данными и вопросом

Установление отношений между:

- данными условия,

- данными требования (вопроса),

- данными условия и требованиями задачи.

IV. План решения

- определить способ решения задачи;

- выделить содержание способа решения;

- определить последовательность действий.

V. Осуществление плана решения

- выполнение действий;

- запись решения задачи.

Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).

Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними.

VI. Проверка и оценка решения задачи

1.Составление и решение задачи, обратной данной;

2.Установление рациональности способа:

  • выделение всех способов решения задачи,
  • сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений,
  • выбор наиболее оптимального способа.

1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи.

2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.

4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

        Виды диагностик:

1 класс  - Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска,  1952).

2 класс - Методика «Кодирование»

 3 класс  - Методика «Нахождение схем к задачам»(по Рябинкиной)

4 класс -  Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака)

        Приложение №8

Банк диагностических методик сопровождается листами наблюдений

Приложение №9

  Приложение №10

       Данные, полученные в ходе мониторинга вводятся в сводную  таблицу комплексного    подхода   к  оценке  результатов  образования учащихся  класса  в рамках реализации ФГОС НОО и  используется для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

  Приложение №11

3.6 Комплексная оценка достижения  планируемых результатов

       По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется комплексная оценка – это вывод по всем материалам «Портфолио ».

       Оценка выставляется педагогами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение школьного психолога, представителя школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Папки индивидуальных  достижений» и «Портфолио» каждого ученика.

      Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».

Таблица 7     Комплексная оценка    достижения  планируемых результатов

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели
                    (процентные показатели)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

  Приложение №12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Работа над проектом  позволяет сделать вывод о том, что портфолио является   современной эффективной образовательной технологией.

        Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания.
Предложенный вариант портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной,

        Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

      Я  уверена, что в дальнейшем  нам всем придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /В.В. Давыдов // Вопросы психологии.- 1991. - №6
  2. Логинова О.Б. Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности. «Практика образования», № 4, 2009 и № 1,  2010 год
  3. Никитина М.Г. Технология проектирования системы оценки метапредметных образовательных результатов младших школьников: реализация ФГОС НОО: методические рекомендации / М.Г.Никитина. – Барнаул: АКИПКРО, 2013.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения.)
  5. Первушина, Н. М. Технология работы с портфолио в системе оценки достижений учащихся / Н. М. Первушина // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №3.
  6. Портфолио обучающегося начальной школы / Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – М.: Планета, 2012.  
  7.  Портфолио учащегося начальной школы / Т. Л. Мишакина. – М.: Ювента, 2010. –
  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника: учебное пособие /Д.Б. Эльконин. - М.: Знание 1974.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО

проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...

Опытно-экспериментальная работа «Построение системы контроля и оценки учебных достижений учащихся 2 класса в соответствии ФГОС НОО»

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на со...

Контроль и оценка учебных достижений учащихся

Презентацию можно использовать при проведении МО....

Формирующее оценивание как средство измерения и оценки учебных достижений учащихся

В статье раскрывается суть формирующего оценивания., а также описываются эффективные инструменты оценивания....

Технология оценки образовательных достижений учащихся.

Выступление на МО учителей нач.классов на тему" Технология оценивания образовательных достижений учащихся"....