Приёмы,формирующие регулятивные универсальные учебные действия на этапе целеполагания
статья

Соловьёва Светлана Витальевна

В статье описываются некоторые методические приёмы, которые я использую для формирования регулятивных УУД на этапе целеполагания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_statya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЭТАПЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

     Наша жизнь не стоит на месте. Перемены, которые происходят не только в нашей стране, но и во всём мире, не могут не отразиться на системе образования. Это и: усложнение учебного материала, возросший объём информации, скорость обновления системы научных знаний и др. Поэтому согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей образования является формирование универсальных учебных действий.

     Умение учиться теперь выступает доминирующим фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний и формирование компетенций, ценностно-смысловых оснований личностного выбора.

       Виды  универсальных учебных действий (УУД):

  1. Личностные;
  2. Регулятивные;
  3. Познавательные;
  4. Коммуникативные.

    Я хочу более подробно остановиться на регулятивных УУД.

    Сейчас чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен формировать в себе регулятивные действия. Уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия для её достижения, уметь предвидеть различные варианты развития ситуации.

     Мы учим детей решать различные задачи, но не всегда это помогает справиться с жизненными проблемами. Для того, чтобы обучающимся было легче в жизни у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: ребёнок должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить свои возможности, найти наиболее простой способ решения этой задачи и т.д.

      Умение учиться является основным условием для адаптации обучающихся в обществе и в профессии.

      Развитие УУД процесс длительный. Их освоение входит в систему получения новых предметных  знаний и социального опыта. Решению задачи по формированию регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности обучающихся, или в организационных формах, или в отношениях между обучающимся и учителем, между самими обучающимися, между обучающимся и группой.

     К организации учащимися своей учебной деятельности (этапы РУУД) относится:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- оценка и саморегуляция.

    Перед педагогом встаёт вопрос: Как вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться? Как всё это воплотить на практике? Передо мной, как учителем, встаёт проблема: какие методические приёмы выбрать для формирования регулятивных УУД?

     Хочу поделиться некоторыми методическими приёмами, которые я использую на этапе целеполагания.

     Целеполагание – важнейший этап учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у обучающихся умения учиться и на развитие их самостоятельности.

                                 Приём «яркое пятно»

 Среди множества однотипных слов, фигур, предметов одно выделено размером или цветом. Внимание обучающихся через зрительное восприятие концентрируется на ярком предмете. В процессе диалога совместно выясняется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.

    В качестве «яркого пятна» могут быть использованы фрагменты из музыкальных и художественных произведений, сказки, легенды, случаи из жизни и т.д. То есть любой материал, способный заинтересовать и «захватить» внимание обучающихся, но связанный с темой урока.

                                     «Эпиграф»

   Учитель начинает урок с эпиграфа, относящегося к теме урока.

                                       «Удивляй»

   Этот приём в чём-то перекликается с приёмом «яркого пятна». Учитель должен найти в изучаемом материале такой факт, при котором даже обыденное становится удивительным, то есть создать ситуацию противоречия и её осознания обучающимися.

                                          «Проблемная ситуация»

    Это ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность этого приёма такова:

  1. Самостоятельное решение.
  2. Коллективная проверка.
  3. Выявление причин разногласий или затруднений.
  4. Постановка цели урока.

                                         «Я беру тебя с собой»

  Учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый. Обучающиеся пробуют угадать этот признак и называют объекты, которые обладают, по их мнению, тем же признаком. Учитель отвечает берёт он или нет этот объект. Игра продолжается пока кто-то из обучающихся правильно определит по какому признаку собирается множество.

    Этот приём направлен на актуализацию знаний обучающихся, способствует накоплению информации о признаках объектов.

                                     «Группировка»

    На доске ряд слов, цифр, фигур, предметов. Обучающимся предлагается разделить их на группы, обосновывая свой выбор. Основанием классификации являются внешние признаки.

                                        «Подводящий диалог»

   На этапе актуализации знаний обучающихся проводится диалог, направленный на обобщение, логику рассуждений, конкретизацию. Разговор подводится к тому, о чём обучающиеся не могут  рассказать в силу своей некомпетентности. Так возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные действия или исследования. Это цель урока.

                                      «Исключение»

     Этот приём используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд предметов, слов, фигур и т.д. с общими признаками и один объект лишний. Обучающиеся через анализ общего и отличного, находят лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется цель урока.

                                             «Домысливание»

     Учитель озвучивает тему урока и слова- «помощники»: - Повторим; - Изучим;

- Узнаем; - Проверим. С помощью этих слов обучающиеся формулируют цели урока.

         Все приёмы целеполагания строятся на диалоге, поэтому учителю очень важно грамотно формулировать вопросы. И учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

         Самое главное, к чему я стремлюсь в своей педагогической деятельности, чтобы знания, которые обучающиеся получают на моих уроках, пригодились им в дальнейшей жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в коллективе, ставить перед собой цель, планировать результат и оценивать его, находить истину, грамотно формулировать свои мысли, находить различную информацию – он добьётся успеха, независимо от того, какую профессию он выберет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регулятивные универсальные учебные действия

Материал содержит описание основных видов регулятивных универсальных учебных действий, а также варианты упражнений на формирование и развитие регулятивных УУД....

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

Формирование Регулятивных Универсальных Учебных Действий на разных этапах урока

Формирование Регулятивных УУД на разных этапах урока...

Формирование регулятивного универсального учебного действия целеполагания у младших школьников.

Особенности процесса формирования  регулятивного универсального учебного действия  целеполагания у младшего школьника в обучении....

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....