Метод Интеллект-карт
консультация (3 класс)
Этот прием можно использовать на любом уроке в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
В.Троицкий.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, здравствуйте, уважаемые коллеги.
Моя педагогическая философия? Никогда не задавалась таким вопросом.… Попробую ответить и, наверное, в первую очередь себе.
«Педагогическая философия» - совокупность педагогических методов, лежащих в основе воспитания и обучения и у каждого учителя педагогическая философия своя. Чему учить – это понятно, а вот как учить – это вопрос.
Моя учительская судьба... Именно судьба. А можно ли ей сказать спасибо? Скорее всего, да. Я долго не могла для себя решить: кем мне стать - учителем или врачом. Точку в этом вопросе поставила моя мама. И вот я уже студентка Курского педагогического училища. Так начался мой педагогический путь. И уже на протяжении 34 лет я работаю учителем – учителем начальных классов.
Учитель - это наставник. В его труде - радость творчества, сила духа и способность сопереживания. Каждый день, переступая школьный порог, я должна забывать о всех своих бедах и тревогах и входить в класс со светлой душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: «Где взять силы для вдохновения?» И тут же сама себе отвечаю: «В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих чего- то нового». Не оправдать их надежды невозможно. Дети верят в меня и верят мне. И я не могу обмануть их доверия.
Современные дети отличаются от тех детей, которых я учила даже несколько лет назад. Главная задача современной школы - «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Все дети – по-своему талантливы. Каждый ребенок может показать свои знания по какому-либо предмету. Поэтому для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, даже самое незначительное, опираясь на его индивидуальный уровень развития.
Моей педагогической философии близки слова И.В. Гете «Учатся у того, кого любят» - Это означает, что не только дети, любящие учителя, черпают силы для долгой и трудной дороги, но и учитель, любящий детей, учится у них добру, искренности, бескорыстной любви.
Мои педагогические аксиомы просты: вы видите их на экране.
- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.
- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.
- Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.
А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и, конечно, открытиями. И я, безусловно, убеждена, что учитель – это призвание.
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.
В своей работе я использую различные педагогические технологии и методы обучения: технологию критического мышления, проектную технологию, технологию проблемного обучения, игровую технологию. Но остановиться мне хочется на одном из методов, который я часто применяю и при изучении нового, и повторении пройденного материала, и при проверке изученного материала – это метод интеллект-карт.
Рисование интеллект-карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями.
Основная идея технологии – это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений, так как человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Разберем, как составить такую карту на примере темы Имя существительное.
выделяют 4 этапа или шага:
Шаг 1. Определяем ключевое понятие - тему. Отображаем её в центре рабочего поля. Тему можно записать словами, а можно использовать рисунки, картинки, символы - ассоциации об этом слове. Писать необходимо печатными буквами.
Шаг 2. От центрального изображения рисуем первую толстую ветвь или несколько таких ветвей. На них пишем ассоциацию или факт, связанный с главной темой. Это понятие первого уровня.
Шаг 3. Затем определяем количество ветвей, то есть понятий первого уровня, в соответствии с количеством ассоциаций или фактов по нашей теме.
Шаг 4. От понятий первого уровня отходят ветви – ассоциации - понятия второго уровня. Так можно продолжать до бесконечности, но для детей начальной школы целесообразно применять не более 3х уровней.
Вот пример такой карты. Причем дети даже придумывают какие-то украшения или слоганы.
При создании интеллект-карты используются цветные карандаши, ручки, фломастеры, готовые иллюстрации. Данный метод позволяет ученикам с разными ведущими типами памяти активно подключаться к работе и свободно самовыражаться в творчестве, причем на любом уроке.
Ученик может всегда обратиться к интеллект-карте, как мини-шпаргалке, так как она помогает разложить материал по полочкам. Можно заполнять карту по ходу изучения темы на нескольких уроках, можно дать сразу блоком всю информацию в соответствии с изучаемой темой.
Более того, при составлении интеллект-карт развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
Так, например, на уроке математики, при изучении темы «Геометрические фигуры» ребята составили такую карту. В центре поместили словосочетание геометрические фигуры, на вервях разместили виды геометрических фигур, графически их изобразили.
На уроке окружающего мира по теме «Живая и неживая природа» мы составили вот такую интеллект-карту. В центре расположены понятия живая-неживая природа, на ветвях составляющие этих понятий. Стрелочками мы обозначили связи между живой и неживой природой.
При заучивании стихотворения Маршака «Где обедал воробей?» ученик моего класса нарисовал себе карту для запоминания стихотворения, опираясь на нее, прекрасно выучил стихотворение наизусть.
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности. А составление карт - это весьма увлекательный и творческий процесс, позволяющий реализовывать стандарт начального общего образования.
Учитель начальных классов многофункционален и передо мной, стоит совсем не простая задача — подготовить ребят к обучению в средней школе в соответствии с новыми фгосами.
Именно поэтому, профессия учителя обязывает меня всегда быть активной и энергичной, творческой, не хандрить и не грустить. Я сама учусь вместе с детьми, так как твёрдо знаю: учитель должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с занятых позиций.
Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир и моя жизнь, мое прошлое, настоящее и будущее.
Учитель, для меня, это — не профессия, это – образ жизни. Наверное, это и есть моя педагогическая философия.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод Интеллект-карт на уроках в начальных классах.
Использование метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе.С введением Федерального Государственного Образовательного Станд...

Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...

Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе
Метод интеллект-карт на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методический семинар: Формирование УУД у младших школьников посредством метода «Интеллект-карт».
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....
Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
Описаны этапы и технология применения метода интеллект-карт в начальной школе....


