Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках ритмики и музыки в С(К)ОУ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Обучающиеся по адаптированным программам имеют разные возможности в усвоении программного материала. Технология индивидуально-дифференцированного подхода позволяет сделать учебный процесс более эффективным, организовать его на основе учёта индивидуальных особенностей детей, что даёт каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педчтение на методическом объединении начальных классов

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках ритмики и музыки в С(К)ОУ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Алексеева Светлана Васильевна

учитель ритмики и музыки Iквал. кат.

ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ

Ребенок не механичен, а органичен. Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов, при этом он переживает радость эстетического познания себя и мира.

Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи. Во всех заданиях и упражнениях важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Используя новые формы и направления, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.

Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции.

Важным этапом в музыкально-ритмической деятельности является диагностика музыкальных и двигательных навыков детей, их речи, внимания, активности. Условное деление класса на уровневые подгруппы определяет методы и приемы работы с каждой из них. Для каждой подгруппы ставятся и задачи разной сложности.

Корригирующие игры дают возможность проводить индивидуальную работу в игровой форме, не навязывая детям штампов, но корректируя их движения.В этом направлении не обойтись и без психогимнастики под музыку.

Для успешного усвоения учебного материала детьми необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Можно выделить некоторые способы реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям в освоении предметных материалов:

- Условное деление класса на уровневые подгруппы,  определение методов и приемов работы с каждой из них. Для каждой подгруппы ставятся задачи разной сложности;

  • Подбор заданий, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности;
  • Варьирование темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью;
  • Индивидуальный подход;
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
  • Использование многократных упражнений;
  • Проявление большого такта со стороны учителя;
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Ведение уроков в коррекционной школе, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому.

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

В процессе урока необходимо рационально использовать время, часто менять виды деятельности, чтобы урок получился насыщенным и интересным, так как дети быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание, воспринимать, запоминать учебный материал. Основной принцип работы – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Обучающиеся по адаптированным программам имеют разные возможности в усвоении программного материала. Технология индивидуально-дифференцированного подхода позволяет сделать учебный процесс более эффективным, организовать его на основе учёта индивидуальных особенностей детей, что даёт каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями»

laquo;Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями» Современное  состояние  образования  характеризуется  тенденцией гуманиз...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках музыки

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15" Сергиево-Посадского муниципального округа Московской области 31,03,2017 г....

Конспект урока по окружающему социальному миру во 2 классе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) на тему: "Фрукты и овощи. Правила приема пищи",

На данном уроке крригируются и развиваются когнитивные процессы у обучающихся посредством специально подобранных игр и упражнений....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьника с интеллектуальной недостаточностью

Одной из основных технологий в работе учителя – олигофренопедагога является педагогическая технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников....