ПК 4.4.
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования Увеличение запроса общества на людей, понимающих прочитанную информацию, готовых гибко реагировать на изменяющиеся условия, обусловило актуальность исследования вопроса значимости развития читательской грамотности обучающихся начальной школы .
Использование метода «чтение с остановками» на уроках литературного чтения как средство развития читательской грамотности младших школьников. Тема исследования:
Цель исследования: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы рассмотреть возможности развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования: 1 . Дать характеристику понятия «читательская грамотность». 2. Изучить уровни и умения читательской грамотности . 3. Рассмотреть возрастные особенности развития читательской грамотности у учащихся начальной школы. 4 . Определить возможности метода «чтения с остановками» для развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. 5. Сделать выводы по итогам проведенного исследования. М етоды исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: Характеристика понятий «чтение», «читательская грамотность», «читательская компетентность», «смысловое чтение »; Уровни и умения читательской грамотности младших школьников ; История изучения проблемы развития читательской грамотности младших школьников; Современные подходы к развитию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения; Метод «чтение с остановками» на уроках литературного чтения как средство развития читательской грамотности.
Ученые, изучавшие вопросы развития читательской грамотности Д. Б. Эльконин Г. А. Цукерман Н. Н. Сметанникова
Международные программы, изучавшие вопросы развития читательской грамотности Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Международные исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS)
Основные понятия Чтение Читательская грамотность Смысловое чтение Читательская компетентность
Основные понятия Чтение Читательская грамотность Смысловое чтение Читательская компетентность
Чтение - сложный процесс восприятия письменной речи, это вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей. Л.С . Цветкова
Смысловое чтение - система индивидуальных приемов читательской деятельности, способствующих постижению ценностно-смыслового аспекта художественного произведения. Л. А. Мосунова
Читательская г рамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением с целью достижения своих целей, расширения знаний и возможностей участия в социальной жизни . Г. А. Цукерман .
Читательская компетентность – это владение, обладание школьником соответствующими читательскими компетенциями, включающими его личностное отношение к чтению и книгам в целом. А.В. Хуторский
Читательские умения Нахождение и извлечение информации из текста. 2. В озможность интегрирования и интерпретации прочитанного. 3. Осмысление и оценивание прочитанного . 4. О бнаружение и устранение противоречий .
Уровни читательской грамотности 1 уровень. Способность работать только со знакомой информацией. 2 уровень. Умение работать с явно выраженной в тексте информацией . 3 уровень. Способность работать с неявно выраженной информацией. 4 уровень. Способность работать с длинными и сложными текстами .
Уровни читательской грамотности 5 уровень. Проявлять критическую оценку информации . 6 уровень. Понимать одновременно несколько текстов и связей между ними.
Приёмы развития читательской грамотности «Тонкие и толстые вопросы»; « Кубик Блума »; 3. «Ромашка Блума ».
Метод развития читательской грамотности «чтение с остановками» Основная идея: в процессе чтения учитель осуществляет остановки на некоторых словах, предложениях и абзацах, чтобы дать ученикам возможность сделать выводы о содержании. Этапы работы с текстом: Вызов Реализация смысла Рефлексия
Выводы по первой главе В первой главе исследования подробно описаны теоретические основы развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с использованием метода «чтение с остановками». Рассмотрены понятия «чтение», «читательская грамотность», «читательская компетентность», «смысловое чтение». Проанализированы результаты исследования читательской грамотности международной программы обучающихся PISA.
Заключение Следуя достижению поставленной цели, мы дали определения понятиям «чтение», «смысловое чтение», разграничили понятия «читательская грамотность» и читательская компетентность. Нам удалось установить, что современная педагогика предлагает новые подходы к развития читательской грамотности, среди которых наиболее эффективными являются методы и приёмы в рамках технологии «критического мышления». На одном из них – методе «чтения с остановками» – мы остановили свой выбор для дальнейшего исследования и апробации. В курсовой работе считаем целесообразным в качестве перспективы развития данной проблемы создание комплекта технологических карт уроков, в которых будет использован метод «чтения с остановками» для развития читательской грамотности младших школьников.
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное ». Ушинский К. Д.
Понятийный аппарат исследования Актуальность проблемы исследования обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди детей начальной школы, а также понимания, что предпринять учителю, каким образом выстроить свою работу, чтобы изменить отношение учеников к литературе.
Методисты, ученые Н. Ф. Виноградова Л. С. Выготский Г. А. Цукерман
Понятийный аппарат исследования Цель исследования: на основе анализа научной психолого-педагогической литературы описать методику развития читательской грамотности у младших школьников с помощью приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения. Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения. Предмет исследования: методика формирования читательской грамотности младших школьников с помощью приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения.
Понятийный аппарат исследования Задачи исследования: 1 . Рассмотреть общую характеристику понятия «читательская грамотность» в современной психолого-педагогической литературе. 2. Охарактеризовать возрастные особенности развития читательской грамотности у младших школьников. 3. На основе анализа методической литературы описать приём «чтение с остановками» для развития читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Понятийный аппарат исследования Задачи исследования: 4. Определить диагностический инструментарий для выявления уровни читательской грамотности у младших школьников. 5. Обобщить результаты исследования и сделать выводы о перспективах развития темы исследования. Методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение.
Глава 1. Теоретические основы развития читательской грамотности у младших школьников с помощью приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1) Общая характеристика понятия «читательская грамотность» в психолого-педагогической литературе; 2) Возрастные особенности развития читательской грамотности у младших школьников; 3) Прием «чтение с остановками» на уроках литературного чтения как средство развития читательской грамотности. .
Основные понятия Чтение – это процесс перекодировки зрительных или графических символов в устную или артикуляционную систему символов . Лурия А . Р. Читательская компетентность – это интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность к самостоятельному выбору книг, умению искать нужную информацию в соответствии с собственной системой ценностей. Хуторский А.В .
Основные понятия Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением с целью достижения своих целей, расширения знаний и возможностей участия в социальной жизни. Цукерман Г . А.
Кризис семи лет. Ведущая учебная деятельность . Возрастные особенности обучающихся начальной школы Изменение социальной ситуации развития. Божович Л . И.
Глава 2. Методические основы развития читательской грамотности у младших школьников с помощью приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1) Анализ учебников по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого УМК «Школа России» на предмет использования приема «чтение с остановками »; 2) Методические подходы к использованию приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения; 3) Диагностический инструментарий уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников. .
Понятийный аппарат исследования Класс Произведение Автор 1 «Помощник» М. С. Пляцковский 2 «Живая шляпа» Н. Н. Носов 3 «Акула» Л. Н. Толстой 4 «Путешествие Гулливера» Дж. Свифт Таблица 1 – Примеры произведений из а нализ содержаний учебников по литературному чтению Л . Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. УМК «Школа России» на предмет использования приема «чтение с остановками » Вывод: В содержании учебников представлены малые и большие фольклорные формы, произведения разных жанров как отечественных, так и зарубежных писателей, а также современных авторов, в число которых входят повествовательные тексты, которые служат материалом для использования приема «чтение с остановками».
Приём « чтение с остановками» Основная идея: в процессе чтения учитель осуществляет остановки на некоторых словах, предложениях и абзацах, чтобы дать ученикам возможность сделать выводы о содержании. Этапы работы с текстом: Вызов Реализация смысла Рефлексия
Приёмы развития читательской грамотности «Тонкие и толстые вопросы»; «Кубик Блума »; «Ромашка Блума ».
Заключение Р азвитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у обучающихся начальной школы работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно. Безусловно, главным предметом по формированию требуемых компетенций является литературное чтение. Ценность рассмотренного приема «чтение с остановками» заключается в возможности его трансформации под цели конкретного урока.
Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы. Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»