Доклад" Основные направления работы классного руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
консультация

Кочнева Виктория Вивторовна

Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы классного руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся

Патриотическое воспитание в школе-интернате — это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

Воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.

В программе воспитательной работы нашей школы прописана Приоритетные направления воспитательной работы, туда входят  

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям.

Также прописаны целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования

Гражданско-патриотическое воспитание: Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. 

Целевые ориентиры Гражданское воспитание: Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

Патриотическое воспитание. Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

     Гражданско-патриотическое воспитание для детей с ОВЗ это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

В работе классных руководителей можно выделить 4 направления, направленных на воспитание и развитие гражданственности и патриотизма у обучающихся.  

  1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье. Например, изучение истории своего рода через составление генеологических древ, создание библиографического альбома о земляках, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. 
  2. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Например, проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», изучение истории возникновения родного края, конкурс рисунков «Красоты моего края». 
  3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего. Например, изучение истории Великой Отечественной войны, проведение мероприятий к Дню Победы. 
  4.  в рамках гражданского воспитания классный руководитель работает над формированием российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 

 Мероприятия в каждом направлении готовятся и проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.  Основные методы работы:

  • Воспитание через систему классных часов;

- Я – гражданин России;

- Символика России;

- День героя России;

- Права и обязанности;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Моё место в коллективе;

- Умей общаться со всеми и всегда;

- Мои успехи и промахи и т.д.

  • Участие в единых классных часах;

-Разговоры о важном

-Вынос флага РФ

  • Участие в тематических неделях;
  • Организация и проведение тематических линеек;
  • Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил;

- Уроки Мужества, посвященные участникам локальных войн;

-Оформление стенда «Участники СВО»

  • История родного края.

- Посещение краеведческого музея;

-Экскурсии по достопримечательностям родного края.

  • Организация и проведение экскурсий в организации и предприятия города
  • Организация субботников.

Таким образом, в процессе специально организованного гражданско-патриотического воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства.

     А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.

     Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны гражданско-патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

      Годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них может, быть будет зависеть наше с вами безопасность и благополучие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся Игра по станциям "Мы - часть одной большой России"

Данная работа относится к методике учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся  /методическая разработка занятия (игра по станциям) и рабочая прогр...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Данная статья может быть полезна родителям, учителям  и воспитателям, работающим с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических...

Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...

Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, препода...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

Основные направления работы классного руководителя с обучающимися по профилактике террористических и экстремистских направлений

Учитывая особую значимость работы, направленной на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, в РФ особое внимание уделяется вопросам формирования антитеррористической идеологии у школьнико...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями беседа "Маленькие, но такие большие патриоты"

Патриотизм – это сложное и многогранное чувство, проявляется в любви к своей Родине, гордости за её историю и культуру, готовности защищать её интересы.  Очень часто мы ассоциируем патриоти...